Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Category:

Прогулки по Острову. Правый берег. Петербурго-Варшавская железная дорога и Павлик Морозов

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТОВ
1. ОСТРОВ. ДОМ ВАЛУЕВЫХ-НЕКЛЮДОВЫХ
2. ОСТРОВ. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ЦЕПНЫЕ МОСТЫ, СИМАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПРОЦВЕТАЮЩИЙ УЕЗДНЫЙ ГОРОД
В предыдущих постах мы совершили две прогулки по старому русскому городу Острову, ныне районному центру Псковской области. Но, так и не побывали в его центре, который исторически сложился на правом берегу р.Великой.

Город, пребывавший в запустении после Великой Северной войны, обрел вторую жизнь в «Век золотой» Екатерины II.
С 1771 г. Остров входит в состав Псковского наместничества. В 1778 г. был утвержден Генеральный план его развития, на котором рукою Екатерины начертано: «Быть по сему». На нем уже обозначены будущие Троицкий собор на центральной площади и улицы с прямоугольной планировкой. В 1781 г. городу был присвоен собственный герб.


План положил начало регулярной застройке и благоустройству Острова, которые интенсивно развернулись к концу XVIII-началу XIX вв. Росту благосостояния города способствовали заготовка и торговля льном, кожевенный и щетинный промыслы, а также положение на пересечении сухопутных и водных путей. Был создан Комитет по надзору за строительством под председательством уездного предводителя дворянства, который требовал, чтобы все вновь возводимые строения были прочными и украшали город.

План 1778 г. был почти полностью реализован. Декабрист А.Е.Розен в своих «Записках» оставил такие строки: «Город Остров, застроенный хорошими каменными и деревянными домами с правильными фасадами и вымощенными улицами… Лет 20 прошло с тех пор, как был в Острове, и теперь узнать не могу».

В начале ХХ в. Островский уезд был одним из самых динамично развивающихся районов Российской Империи с населением более 160 тыс.чел. и производством вывозимой продукции, приближающимся к 10-ти млн. царских рублей. Остров обладал прекрасной социальной инфраструктурой, направленной на благотворительную и образовательную деятельность, богатыми религиозными традициями веротерпимости.
Здесь действовало множество православных церквей, имелись лютеранская кирха, польский костел и синагога.

Давайте, посмотрим, как выглядел этот город, и что ему принес XX век.


Cовременного плана Острова нет ни на его официальном сайте, ни еще где-либо. Скорее всего, из-за мании секретности ввиду военного городка Остров-3 (учебный центр РВСН), зоны Остров-2 и т.п. Посему привожу план 1848 г. Тогда еще существовала крепость на островке, не было легендарных цепных мостов, но этим планом вполне можно пользоваться для прогулок по центральной части города.


ОСТРОВГРАДСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР
В 1780 г. Екатерина II путешествует по России, посещая новоустроенные губернии. Проезжая через г.Остров, она жалует на построение новой соборной церкви 6 тыс.рублей. Однако для большой церкви этой суммы оказалось недостаточно, и из Островского уездного казначейства было ассигновано еще 400 руб. Также часть суммы составили народные пожертвования.
Главное культовое сооружение Острова было построено в 1790г.


Собор (помечен звездочкой на плане) находится на центральной площади, на которую замыкаются перспективы городских улиц. Основной прямоугольный объем здания завершает купол на восьмигранном барабане, с трех сторон устроены входы с портиками и колоннами. Трехъярусная колокольня увенчана шпилем. На колокольне находились главные городские часы с боем петербургской фирмы Винтер.

Это современный вид собора




Описание его интерьеров содержится в "Летописи Троицкого собора г.Острова Псковской губернии" протоиерея Н.А. Панова (1912 г.). Практически ничего из них до нашего времени не сохранилось.
А так собор выглядел во времена немецко-фашистской оккупации.


Троицкий собор был закрыт в 1964 г., и до 1992 г. там размещался местный Краеведческий музей, затем собор обратно был передан церкви

О подвиге священника Троицкого собора новомученика Владимира (Ладинского) можно прочесть в блоге островского автора green_comp .

Рядом с собором стояла маленькая часовня Иосифа Песнописца (на фото справа)

Она была построена в память избавления Императора Александра II от рук убийц в Париже 25 мая 1867 г. (заговор был раскрыт Министром Внутренних дел П.А.Валуевым и С.М.Неклюдовым - крупным помещиком Островского уезда, основателем Российского Земельного банка). До наших дней эта часовня не дошла.

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Она была второй по значительности и считалась самой красивой в городе. Церковь Покрова Богородицы была построена в 1798 г. на средства Островского Купечества. Существовала, как храм до 1946 г. Затем купол и колокольня были взорваны, остатки здания перестроены. До 2002 г. в ней находился Дом Пионеров, а сейчас - воскресная православная школа. В этой церкви венчались родители Николая Рериха.
Фотографию этой церкви нашел с огромным трудом.


Троицкий собор и Покровская церковь были самыми монументальными сооружениями, формировавшими силуэт центральной части Острова. С разрушением Покровской церкви облик города необратимо изменился.

ОБЪЕКТЫ СТАРОГО ГОРОДА И ИХ НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ
На центральной площади частично сохранился ансамбль торговых рядов конца XVIII-нач.XIX вв. (на плане обозначены, как «Гостиный дворъ»).


Эти низкие и приземистые строения с толстыми стенами до сих пор используются под магазины. Сценка перед ними – увы, тоже часть сегодняшних реалий города.

За рядами находился городской сад «Аркадия», открытый в 1882 г. (на плане 1848 г. – «мокрый выгонъ»)


Это было любимое место отдыха горожан. Среди зелени деревьев тут располагался небольшой ресторанчик, раковина для духового оркестра. Тут часто выступали местные и приезжие артисты. В советский период сад был вырублен под предполагаемое жилищное строительство. Прожекты реализованы не были, и со временем здесь возродился детский парк. На радость малышам рядом со скамеечками и качелями размещены образцы боевой техники, в частности, штурмовик СУ-25.






Вправо от собора, если смотреть со стороны реки, уходит ул. 25 Октября (Плоцкая). Дом № 31 по ней - добротный образец северного модерна. Это бывший дом купца Антипова, отданный хозяином в начале XXв. под реальное училище.


Дом дошел до наших дней без изменений, но в весьма потрепанном состоянии (это фото взято отсюда)


На этой улице в районе рынка сохранились интересные краснокирпичные дома


Почти вся правая сторона ул. 25 Октября была разрушена в годы Великой Отечественной войны. Сейчас здесь разбит городской парк. В нем расположились В.И.Ульянов-Ленин (фото отсутствует) и вот такой симпатичный фонтанчик


Вдоль набережной р. Великой проходил Семендяевский бульвар.

Он был так назван в честь городского головы купца Ф.В.Семендяева, который многое сделал для благоустройства города. Его дом в перестроенном виде дошел до наших дней


Вернемся к Троицкому собору. Напротив его установлен памятник Клавдии Назаровой (1918-1942) , Герою Советского союза, руководителю подпольной организации, казненной здесь фашистами.


А налево от собора в сторону ж/д вокзала уходит ул.Освобождения. Если пройти по ней около 1 км., по правой стороне увидим старое городское кладбище, заросшее многолетними деревьями и кустарником. На плане 1848г. его нет, так как оно находилось за городской чертой.


Кладбищенские ворота украшены очень живописной решеткой


На кладбище стоит маленькая церковь Жен-Мироносиц (1819 г.). Ее очень сложно снимать из-за высоких деревьев.

Строителями церкви были островские купцы Нефед и Федор Карузины. Есть в этой церкви что-то подмосковное, ее стиль – классицизм с чертами барокко, что совсем не свойственно другим храмам города. Ближайшая подобная церковь – Покровская в г.Опочке. Церковь Жен-Мироносиц не перестраивалась и, возможно, сохранила свои интерьеры и старинный иконостас, перенесенный сюда из более ранней здешней деревянной церкви.
Так эта церковь выглядела на старинной фотографии


На кладбище много интересных захоронений XIXв., которые еще ждут своих исследователей. Вот чудом сохранившийся чугунный обелиск «купеческаго сына Михайлы Алексеевича Новикова, скончавшагося 1852г. iюля 26-го дня житiя его было 17 летъ и 3 дня»

Эпитафия этого надгробья достойна быть приведенной отдельно.

СУДЬБЫ ТВОИ ТВОРЕТЦЪ
НЕИСПОВЕДИМЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
МЛАДЫМЪ КЛАДЕШЬ КОНЕЦ
А СТАРЫМЪ ПРИБАВЛЯЕШЪ ДНЕЙ
СЕЙ ЮНОША КАК УТРЕННЯЯ ЗАРЯ
УГАЗЪ ПРИ ВСХОДЕ СОЛНЕЧНЫХЪ ЛУЧЕЙ
КЪ НЕМУ РОДИТЕЛИ ЛЮБОВIЮ ГОРЯ
ЛЬЮТЪ СЛЕЗЫ ИСЪ ПОТУХАЮЩИХЪ ОЧЕЙ


ВНЕМЛИТЕ ЖИВУЩIИ НА ЗЕМЛИ
КАКЪ ПРЕВРАТЕНЪ ЗДЕШНIЙ СВЕТЪ
ВНЕМЪ ХОДИМЪ КАК ВО МГЛЕ
И УМИРАЕМЪ НЕРАЗЛИЧАЯ ЛЕТЪ
СМЕРТЬ НАШЕ ВЕРНОЕ ДОСТОЯНИЕ
ТАКЪ СУДИЛЪ НАМЪ САМЪ ТВОРЕТЦЪ
ДОБРУ ЗА ГРОБОМЪ БУДЕТЪ ВОЗДАЯНИЕ
А ЗЛО ПОСТИГНЕТЪ УЖАСНЫЙ КОНЕЦЪ


Тут уместно вспомнить другого юношу, угасшего при всходе солнечных лучей. Павлика Морозова (1918-1932).
Его памятник установлен в конце ул. 25 Октября напротив б.школы для умственно отсталых. Он ослепительно блестит серебряной краской.


Его связь с историей Острова для меня не вполне ясна.

Сразу за кладбищем при движении в сторону ж/д вокзала находился польский костел (1905г.)


В настоящее время он разрушен и не восстанавливается


Лютеранская кирха св.Иоанна (1905г.) расположена через дорогу. Сегодня в ее обезображенном здании находится городская прокуратура.

В Острове была и еврейская синагога. Стояла она на возвышенном месте, где теперь городской рынок и была разрушена вместе с крепостью немецкими войсками в период оккупации. Ее фото мне найти не удалось. По свидетельствам очевидцев, это было кубическое здание из розоватого известняка с небольшими окнами и дверью посредине с односкатной крышей.

ВОКЗАЛ. ПЕТЕРБУРГО-ВАРШАВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
В 1851 г. Император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Варшава. В 1857 г. открылся участок Петербург–Луга, в 1859 г. - Луга-Псков. 26 февраля 1860 г. пришел первый поезд на станцию Остров.
Полностью строительство дороги завершилось в 1862 г. По протяженности (2546 верст) это была самая большая магистраль в Европе. Дорога на всем протяжении была двухпутной с левосторонним движением.

Жителям города Острова оказалось не так-то просто пользоваться ее услугами. Существует легенда о конфликте подрядчика и местных купцов о месте постройки вокзала. Купцы, похоже, хотели получить взятку за принадлежащие им земли, отводимые для здания вокзала. Но, выплаты за земли производило государство, денег не дали, и подрядчик перенес станцию и здание вокзала на 3,5 версты от города.

Это вокзал Острова: пассажирское здание 2 класса. В 2006 – 2007 гг. была произведена его значительная реконструкция.


Очень оригинальным был проект моста через реку Великую, разработанный инженером путей сообщения, генералом Станиславом Валериановичем Кербедзом (Stanisław Kierbedź; 1810-1899).


Петербуржцам он известен, как автор проекта Благовещенского (Николаевского) моста - первого постоянного моста через Неву (1843-1850 гг.). С.В. Кербедз совершил в мостостроении переход от чугуна к сварочному железу, провел обширные исследования работы заклепочных соединений, вошедшие в учебники.
Так выглядел мост на старой стереофотографии


А это его современное фото.


Похоже, это мост Кербедза в перестроенном виде. Но Варшавская дорога нынче однопутна. Второй путь с большим трудом восстановили только от Петербурга до Луги.
И нет во всей Псковской области ни одного электрифицированного ж/д участка, как и 150 лет назад.

P.S. Мы далеко не все посмотрели в Острове. Остались земская управа, женская Александровская гимназия, ямская станция, ряд купеческих домов. Остался Островский укрепрайон – система оборонительных сооружений, возведенная в 30-е годы XXв., мало кому известная страница нашей истории. Тем, кто ею интересуется в подлинном и неприкрашенном виде, обязательно стоит сюда приехать.

Авторские фото 2010-2011 гг. Частично использованы материала сайтов:
http://ostrov.hoha.ru/index.html
http://pskovrail.narod.ru/
В конце поста – развилка дорог на Киев и на Варшаву на окраине Острова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments