Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Categories:

Прогулки по Острову. Никольская церковь, цепные мосты, Симанский монастырь

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТА ОСТРОВ. ДОМ ВАЛУЕВЫХ-НЕКЛЮДОВЫХ.
Древняя каменная крепость, стоявшая на островке между р.Великой и ее рукавом Скобожихой, от которой и пошло название города, впервые упоминается 1341 годом. Тогда пришедшие немцы и латгалы были опрокинуты островичанами, которые "…ових избиша, а инии в реце истопиша… помощью святыя троица и молитвою святого отца Николы" (Псковская 3-я летопись). Через 2 столетия в крепости была возведена церковь Николая Чудотворца, стоящая алтарем на север. «...В лето 7051 (1543) поставиша в Острове городе святаго Николу...».


Материал ее стен – грубо околотая местная известняковая плита, придающая очаровательную «шероховатость» псковским церквям.


На барабане купола сохранились фрагменты керамической ленты-надписи, выполненной одновременно с ее постройкой и перечисляющей, кроме великого князя Ивана Васильевича, прихожан, способствовавших строительству. Это "...Ларивонъ Левоньтеевъ да Михаила Кузминъ Кюрила Григорьевъ сынъ Иван Сес..." .

Не позднее 1553г. был возведен придел Преображения Господня. Двухъярусная колокольня, изначально стоявшая отдельно, в 1802г. была пристроена к храму.

Первое известное нам описание Никольской церкви, относится к 1764 г.: "...Пригорода Острова Соборная Николаевская церковь... каменная, крыта тесом, на ней глава обита жестью вновь, крест на оной главы железной рогатной позлащенной. Колокольня каменная, на ней четыре колокола, два больших, да два маленьких. Колокольня совсем обветшала, которая непременно требует починки на городовой стены...". В описании упоминатся притвор и придельная церковь Преображения Господня. Обе церкви имели в это время богатое внутреннее убранство с резными золочеными иконостасами.

На снимках начала XXв. купола церкви имеют формы митр с металлическими кровлями.


Во время Великой Отечественной войны церковь подверглась значительным разрушениям. Реставрационные работы проводились в 1963-64гг. Четырехскатные крыши с металлическими кровлями на четверике и придельной церкви были заменены восьмискатными с тесовым покрытием. Покрытие глав барабанов были выполнены осиновым лемехом.


В церкви сильнейшая аура намоленности и великолепный иконостас XVIII - нач. XIX вв. К сожалению, фотографировать здесь не разрешают.
Шедевр псковской иконописи из этой церкви - "Сошествие в ад" (последняя четверть XIVв.) в настоящее время хранится в ГРМ Санкт-Петербурга.



Остается добавить, что сама Островская каменная крепость XIV в. ныне полностью разрушена. К этому причастны войска польского короля Стефана Батория и запустение города после Северной войны. Новгородский губернатор Я.Е.Сиверс уже в 1767г. (Остров тогда входил в состав Новгородской губернии) отметил: «…старый замок теперь только груда мусора». На фотографиях начала прошлого века еще можно видеть руины крепости


Остатки ее стен разобрали на кирпичи немецкие войска в годы во время Великой Отечественной войны, взяв реванш за неудачи своих предков.

Цепные мосты. Император Николай I и инженер Краснопольский
Во все времена Остров был городом, через который проходили крупные дороги на Польшу и Прибалтику. Довольно частым явлением был проезд императора, двора, его родственников, крупных чиновников. Они останавливались здесь на ночлег, откушать чай, шоколад, сменить лошадей. Ночевали обычно у помещиков Симанских, в доме кн. Енгалычева, в поместье гр.Валуевых.
Долгое время в г. Острове не было постоянных мостов. Летом существовали временные деревянные переправы «на козлах», паром на канате, небольшие лодки, которые обслуживали перевозчики. Зимой переправлялись по льду пешком, в экипажах, на санях. Переменчивость погоды сильно влияла на переправу, идущим льдом часто сносило временные мосты, путешественникам приходилось ждать.


В 1837г. 5 февраля через Остров по льду реки Великой было провезено тело А.С. Пушкина в Святые Горы.

Данные о путешествии через Остров членов царской фамилии, других значительных проезжающих имеются в календарных заметках помещика В.А.Симанского, который содержал перевоз через р.Великую. Там мы читаем: «...4 апреля (1847 г.) проезжал через Остров в Варшаву в 4 часа пополудни Великий Князь Михаил Павлович и по нетвердости льда переходил реку Великую по настланным мостикам пешком. 6 апреля, в 4 часа пополудни, тронулся лед на р. Великой, большими льдинами во всю реку и в тот же день открылся перевоз на лодках» .

Согласно местной легенде, император Николай I переправлялся на пароме на левый берег р.Великой. Вода подмочила вещи, находящиеся в карете. Царь был вне себя от злости. С таким настроением он и уехал в Варшаву. Когда же вернулся, приказал соорудить мост.


В ней есть доля правды. Николай I действительно несколько раз проезжал через уездный городок и не единожды говаривал: "Когда я дождусь, что в Острове будет постоянный мост?".
Первый проект арочных трехпролетных мостов появился в 1837г., из-за высокой стоимости он был забракован. Лишь четвертый проект, автором которого был инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский, был воплощен. Строительство началось в 1850 г. и через три года было успешно завершено.


На открытии мостов присутствовал сам Николай I. "В ноябре 1853 года государь прошел пешком по только что выстроенному инженером путей сообщения Краснопольским мосту, остался очень доволен и пожаловал строителю орден Святой Анны II степени. "Очень рад, что мое желание, наконец, исполнено: поздравляю Вас с мостом". - сказал государь, обращаясь к предводителю дворянства отставному ген.-майору Н.Г.Меландеру. ("Летопись г.Острова и его уезда Псковской губернии". Н.А.Панов, 1913г.).

Композиция мостового перехода состоит из двух одинаковых мостов, пересекающих в одном створе оба рукава реки. Вместе с расположенной на острове Никольской церковью мосты образуют интереснейший, уникальный архитектурный ансамбль.

В 1926 г. деревянные фермы и проезжая часть мостов были заменены на металлические. После ремонта он стал носить имя Парижской Коммуны.
А на этом снимке колонны немецко-фашистских войск через мост входят в г.Остров. Мост был сильно поврежден в годы войны.


В 1945 году под руководством военного инженера М.И. Сыча мостовой переход был полностью восстановлен.
В настоящее время мосты действуют, как пешеходные и являются единственным цепным транспортным переходом XIX в., сохранившимся на территории России.
Вот несколько авторских снимков мостов (2010г.)








Симанский монастырь
Перейдем по мосту на левый берег реки Великой. Она протекает через весь город, образуя многочисленные живописные протоки и заводи, поросшие травой островки.


Слева вдали просматривается комплекс церковных зданий с позолоченными куполами. Это Спасо-Казанский Симанский женский монастырь. До него идти от моста около 2-х км.


Основателями монастыря были Симанские. Они записаны в VI часть Родословной книги Псковской, Московской, Новгородской и С.-Петербургской губерний, куда внесены роды, дворянство которых установлено до XVIIв.
Из этого рода вышло немало блестящих военных и государственных деятелей. В дальнем родстве с Симанскими были А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. К роду Симанских принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

В Островском уезде их историю отсчитывают с XVIIIв. Случайно или нет, на родовом гербе Симанских изображен остров с якорем


Александр Лукич Симанский (1752 – 1810) был вице-адмиралом, дежурным офицером А.В.Суворова, командиром Рижского порта. Похоронен на Смоленском Православном кладбище в СПб.
Его сын, уже упоминавшийся нами Владимир Александрович Симанский (1786-1860) основал родовое имение на берегу р. Великой, где жил почти безвыездно. В 1845 г. он построил в имении каменную церковь Спаса Нерукотворного.
По стилю церковь относилась к позднему провинциальному классицизму. В плане она имела крест с вытянутыми западными и восточным концами. Храм был отштукатурен и имел традиционный для Псковщины белый цвет. Вокруг него была построена из известняка и также побелена ограда с воротами.


У В.А.Симанского было 4 сына: Александр, Андрей, Николай, Павел. Младший, Павел Владимирович (1834-1907), морской офицер, после выхода в отставку был предводителем островского дворянства, а потом принял священство и служил в храме имения.
Его племянник Владимир Андреевич (1853-?) был отцом будущего патриарха Алексия I.
В 1897г. они учредили в имении женскую обитель. Павел Владимирович отдал всю землю имения и храм, оставив себе лишь домик с прилегающим к нему парком. Владимир Андреевич пожертвовал принадлежавшую ему землю и капитал в несколько десятков тысяч рублей.

В середине августа 1897г. состоялось торжественное открытие обители. Присутствовало много духовенства, в том о. Иоанн Кронштадский. Приехал на праздник вместе с братьями и студент 2 курса университета Сергей Владимирович Симанский (1877-1970), будущий Алексий I.


В начале XX в. началось строительство второго храма обители - Казанского Собора. Закончить постройку так и не удалось. Большевики закрыли монастырь. Местные жители разобрали обитель на кирпич, а в разрушенных храмах устроили свалку.

Алексий I был избран на Патриарший престол на Поместном Соборе РПЦ в 1945г. и занимал его более 25 лет — дольше всех в истории Русской церкви.


О его характере лучше всего говорят строки донесения профессора Ленинградской Духовной Академии и по совместительству сексота А.Осипова Уполномоченному Совета по делам РПЦ по Ленинградской области в 1951г.: «Сам Патриарх как личность представляет собой смешение аристократического сибаритизма с затаённым фанатизмом <…> влюблён в благочестие XVI века».

Митрополит Питирим рассказывал, как Алексий I получил телеграмму от одного архиерея: «Поздравляю Ваше Святейшество Первым мая» . По-видимому, тот хотел показать свою лояльность по отношению к тем, кто держал под контролем переписку архиереев. Комментарием Владыки было: «Какая сволочь!». Через месяц Патриарх дал деньги и попросил отправить ответную телеграмму: «Поздравляю Ваше Высокопреосвященство первым июня».

Как говорят, Алексий I приезжал в г.Остров в 1946 г. во время посещения Пскова с целью освящения Троицкого собора. Его глазам предстали разоренное семейное гнездо и оскверненные могилы предков. Но, в «Отчёте о работе Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Псковской области» об этом не упоминается.

Восстановление Симанского монастыря началось в 2003г.по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. В 2004г. монастырь выглядел так.



А вот современные снимки. Монастырская ограда и святые ворота


Заново построенные: церковь св.Иоанна Кронштадского, надкладезная часовня, церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа.


Восстановленный сестринский корпус


Монастырский колодец


Клумба


Еще одна клумба, за ней монастырская лавка


Заготовки для садоводческой деятельности сестер


Остается добавить, что в родовом храме Симанских были уникальные иконы. До наших дней чудесным образом дошла главная святыня Симанских - образ Казанской Божией Матери. Он находился в особой часовне у церкви и при разрушении часовни наводнением в 1851г. был унесен, а затем обретен одним из псковичей, которому о нахождении иконы в воде было особое видение во сне.


В числе утраченных икон (цитируется по сайту монастыря):
На царских вратах - Благовещение Пр. Богородицы , писанная на цинке длиною 6 вер., а шириною 5 верш., работы одного из итальянских художников. Художник, писавший остальные иконы в этом же храме предлагал исполнить все живописные работы за уступку ему одной этой иконы. Художественная ее ценность была кроме того определена хранителем Эрмитажа г. Лукашевичем.
Икона св. мучеников Флора и Лавра , писанная на холсте, длиною 13 верш., шириною 7 верш. испытавшая ту же участь и при наводнении наполовину расколовшаяся, затем впоследствии вполне удачно исправленная. Подробности об иконе св. мучеников Флора и Лавра и о соединенном с этою иконою воспоминании о чудесном исцелении дочери В.А.Симанского - О.В.Симанской помещены в воспоминаниях брата последней Павла В. Симанского, хранящихся в семье его дочери княгини Е.П.Ухтомской.
Икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи , писанная на доске, длина ея 9 вер., ширина 7 вер., отличается прекрасною живописью.
Древняя икона Казанской Божией Матери , писанная на доске, длиною 7 вер., а шириною 5 верш. На ней серебропозлащенная риза, устроенная в 1781 году.

4 ноября 2010г. впервые за много десятилетий состоялось первое богослужение в восстановленном храме Спаса Нерукотворного Образа Симанского монастыря. Его провел митрополит Псковский и Великолукский Евсевий.

P.S. У выхода из обители нас поджидал ее неусыпный страж


Что-то в выражении его лица выдавало жажду общения. Мы не ошиблись. Неформальный контакт с этой псиной был установлен уже после первого куска колбасы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments