Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Categories:

Тенишевское училище



Дворянин, инженер, меценат и виолончелист
Ушедшая Россия рождала совершенно удивительные человеческие типы.
Князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1844–1903) называли "русским американцем". Несмотря на принадлежность к старинному дворянский роду он был в полном смысле слова self-made man. Окончив политехнический институт в Карлсруэ (Германия), князь устроился работать на железной дороге техником с окладом 50 руб.
Уже в 26 лет он основал свой первый завод на Гутуевском острове в Петербурге. В 1872г. Гутуевский завод представил на Всероссийской промышленной выставке в Москве свою продукцию: лесопильные рамы, машины для производства конструкций железнодорожных мостов. За них Вячеслав Николаевич был удостоен Почетной награды первой категории.
В июле 1873г. кн.В.Н.Тенишев совместно с П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредил «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (ныне – Брянский машиностроительный завод). Уже в 1878 году Брянский завод произвел треть выпускаемой в России стали и занял второе место в стране после Путиловского завода.

Круг интересов князя не ограничивался производством. Вячеслав Николаевич был членом совета Петербургского международного банка, занимался научными изысканиями в области математики, социологии, этнографии. Наконец, он был способным музыкантом-виолончелистом и входил в дирекцию Петербургской консерватории, а в 1883–1887гг. возглавлял Петербургский отдел Русского музыкального общества.

По ходатайству С.Ю.Витте кн.В.Н.Тенишев был назначен Генеральным комиссаром Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900г., посвященной вхождению человечества в XX век. Благодаря энергии князя и таланту приглашенного им художника экспозиции К.Коровина Русский отдел пользовался фантастической популярностью. В том же 1900г. Николай II пожаловал кн.В.Н.Тенишеву звание камергера двора Его Императорского Величества. Французское правительство наградило его орденом Почетного легиона.

Но, едва ли не основным увлечением князя была педагогика. Его мечтой было создание школы, построенной на новых принципах, способной подготовить новую русскую элиту. "Он был открытым врагом современной системы образования юношества,– писала в воспоминаниях княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867–1928), – и ему казалось, что стоит лишь учредить образец училища на новых началах, как пример этот будет признан правительством и остальные учебные заведения немедленно подвергнутся преобразованию".
На эту идею кн.В.Н.Тенишев потратил около 1,5 млн. рублей, не надеясь получить какую-то прибыль. Специально под училище был куплен дорогой участок земли на Моховой ул.

Училище, его преподаватели и ученики
Здание училища было спроектировано по самым высоким стандартам того времени и построено в 1898-1900г. арх. Р.А. Берзеном в стиле раннего модерна.


Оно включало два больших корпуса, соединенные стеклянной галереей. В училище были просторные, светлые классы. Два лекционно-театральных зала, в том числе, уникальный амфитеатр на 500 мест. Прекрасно оборудованные лаборатории и кабинеты. Зимний сад и оранжерея. Обсерватория с телескопом. Две библиотеки, насчитывающие свыше 6 тыс.томов.
Директором пригласили педагога и литератора А.Я.Острогорского (автора знаменитой хрестоматии “Живая речь”). Он собрал когорту блестящих учителей: И.М.Гревс, Э.Ф.Лесгафт, В.Н.Верховский, Н.П.Анциферов, В.В.Гиппиус (кузен Зинаиды Николаевны) и др.
Училище подчинялось не Министерству просвещения, а Министерству финансов, что позволяло вести преподавание по своей программе.
В детях воспитывали самостоятельность и интерес к познанию мира. Классические дисциплины — латынь и греческий — отсутствовали, зато шло интенсивное обучение английскому и немецкому языкам, было много лабораторных занятий по физике и химии, уроков труда. Занятия продолжали экскурсии, ближние по Петербургу и его окрестностям и дальние (в Крым, на Урал, в Прибалтику и даже Швецию), причем особое место занимали историко-литературные поездки. Регулярно проходили экскурсии на фабрики и заводы, где ребят знакомили с технологией и организацией производства.

Тенишевцы не носили форму, они были одеты, говоря словами О.Мандельштама, «не по-гимназически, а на какой-то кембриджский лад». Не было оценок и переводных экзаменов, детей не наказывали. С неуспевающими занимались дополнительно. Ценилась искренность в отношениях педагогов и учеников. Много внимания обращалось на здоровый образ жизни: чтобы дети правильно питались, пили очищенную воду, гуляли в любую погоду. Следили за физическим и психологическим состоянием детей. Поддерживали тесный контакт с родителями

В училище принимали мальчиков любого сословия, национальности и вероисповедания, способных внести плату за обучение. Здесь учились сыновья философа В.В.Розанова, лидера кадетской партии П.Н.Милюкова, ген.Н.Н.Юденича. За годы своего существования училище выпустило несколько сотен учеников.
Самыми известными тенишевцами стали Осип Мандельштам (выпуск 1907г., аттестат № 24) и Владимир Набоков (1917г.)

Их воспоминания о Тенишевском училище см.: О.Мандельштам «Шум времени»
и В.Набоков «Мое русское образование».

Что было потом
В первой четверти XX в. театральном зале Тенишевского училища проходили концерты, литературные вечера, в которых принимали участие В.Маяковский, В.Хлебников, В.Брюсов, А.Блок, С.Есенин, З.Гиппиус, В.Мережковский, А.Ахматова, М.Горький. В 1914г. зал училища был преобразован Вс. Мейерхольдом для его знаменитых постановок пьес А. Блока «Балаганчик» и «Незнакомка».

Здесь едва ли не впервые была публично прочитана поэма А.Блока «Двенадцать». Вот как об этом рассказывает Вс.Рождественский: «... в зале Тенишевского училища, 13 мая 1918г. Любовь Дмитриевна читала поэму «Двенадцать». В маленькой комнатушке за кулисами между участниками утра завязывались страстные споры. «И вдруг... все замолчали. В комнату вошел Блок. Он почувствовал это неожиданное и тягостное молчание. Перед ним расступились молча и недоброжелательно. Кто-то демонстративно повернулся спиной. Бородатый человек в узком форменном сюртуке отвел протянутую было руку… Блок остановился посреди комнаты, как бы не решаясь идти дальше. „Взгляните,— прошептал своему соседу профессор,— какая у него виноватая спина“. Этот довольно явственный шепот не мог не дойти до ушей Блока. Он резко повернулся и почти в упор взглянул на говорившего. И тут я впервые близко увидел его лицо. Оно было безмерно уставшим и, как мне показалось тогда, покрытым паутиной презрительного равнодушия. Не торопясь, холодно и несколько дерзко, Блок обвел взглядом присутствующих. Все потупившись молчали. Молчал и он, видимо чего-то выжидая, готовый ко всему. Горько дрогнули уголки его тяжелого, скорбного рта…»

Позже Тенишевское училище было преобразовано в Трудовую школу №15. Интеллектуальное и нравственное наследие заведения сказывалось еще и в 20-30-е гг. XX в. Продолжали преподавать дореволюционные педагоги, а также молодые учителя: Ю.Тынянов, И.Соллертинский, Б.Асафьев. Уже в советское время это образовательное учреждение окончили Лидия Чуковская, Даниил Гранин.
В лицевом корпусе Тенишевского училища в 1922-1962гг. располагался Ленинградский ТЮЗ, которым бессменно руководил А.А.Брянцев.
Тенишевский амфитеатр с 1962г. стал функционировать как Учебный театр Театрального института.

Сейчас весь комплекс зданий Тенишевского училища принадлежит Санкт Петербургской гос.академии театрального искусства. Здесь учились Аркадий Райкин и Николай Черкасов, Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, Марина Неёлова и Георгий Жжёнов, Лев Додин, Андрей Толубеев и многие другие.

Современные снимки
Фасад по Моховой ул., мемориальная доска А.А.Брянцева

Кованые украшения


Переход между корпусами, где располагались зимний сад и оранжерея


Тот же переход, вид изнутри. Сохранившаяся дверь и лестница

Тот самый зал


Фрагменты экспозиции, посвященной истории Тенишевского училища



авторские фото октября 2010г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments