Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Categories:

Церковь Воскресения Христова у Смоленского кладбища



РЕИНКАРНАЦИЯ НАРЫШКИНСКОГО БАРОККО
Этот храм уникален для Санкт-Петербурга. И являет, кажется, единственный пример обращения творческого гения эпохи модерна к стилю московского (нарышкинского) барокко. Архитектор В.А. Демяновский (08.08.1866-?) при создании проекта вдохновлялся образом шедевра XVII в. - церкви Успения на Покровке.
О нарышкинском барокко надо сказать подробнее. Это условное название причудливого архитектурного стиля, существовавшего в московском регионе с 1680-х до 1710-х гг. Для него характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, многоярусность построения, сложность плана и повышенная декоративность, использование полихромных изразцов и позолоченной резьбы в интерьерах. Ни в более ранней древнерусской, ни в западноевропейской архитектуре близких параллелей этому стилю нет.

Тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке была построена в 1696-99 гг. крепостным зодчим Петром Потаповым


Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. По преданию, Наполеон, потрясенный ею, воскликнул: «О! Русский Нотр Дам!», и поставил караул охранять шедевр от пожара и мародеров.
Это была любимая московская церковь Достоевского. А.В. Щусев, увидев её, решил стать архитектором. Академик Д.С. Лихачев вспоминал о церкви: «Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев... Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Я жил под впечатлением этой встречи».
Церковь была уничтожена большевиками в 1935-36 гг.

Храм у входа на Смоленское кладбище в Петербурге между Камской улицей и р. Смоленкой был заложен митрополитом Антонием 16 июня 1901 г.

Молебен перед закладкой церкви Воскресения Христова на Смоленском кладбище

Строительство продолжалось до 1904 г. Зодчему Демяновскому удалось удивительным образом передать дух ушедшего стиля. Восьмерик двухъярусного барабана возносился над мощным четвериком и венчался золочёной главкой. Две другие главки поднимались над боковыми приделами. Краснокирпичные стены, подобно тонкому кружеву покрывал белокаменный резной декор. Столь же нарядно был украшен интерьер церкви. Золоченый резной иконостас был изготовлен в мастерской П.С. Абросимова, мозаику, украшавшую алтарь, выполнили по эскизу В.М. Васнецова.




ЗДЕСЬ ОТПЕВАЛИ БЛОКА
Новый храм действовал недолго. Последним его настоятелем был протоиерей о. Алексий Западалов. Выходец из семьи рабочего (что было большой редкостью), О. Алексий участвовал во всех важнейших тогдашних церковных событиях, присутствовал при закладке Феодоровского собора в Царском Селе, при крещении Цесаревича Алексия.
Удивляешься, как тесен мир: в бытность настоятелем собора Павла Апостола в Гатчине о. Алексий подружился с А.И. Куприным. Именно с его слов Куприн узнал о случае с иеродиаконом Амвросием, который вместо анафемы Льву Толстому, провозгласил «многая лета». Эта история легла в основу рассказа «Анафема».

10 августа 1921 г. в праздник Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище хоронили Александра Блока.
«Печальная процессия направилась по Офицерской улице мимо сгоревшей в первые дни революции тюрьмы “Литовский замок”, мимо Мариинского театра, через Николаевский мост (теперь мост Лейтенанта Шмидта) и дальше — по линиям Васильевского острова — на Смоленское кладбище <…> Весь путь от дома на Офицерской до кладбища, около шести километров, близкие и друзья Александра Александровича высоко несли открытый гроб на руках» (С.М.Алянский).



Отец Алексий лично совершил отпевание поэта. Блока хоронили на семейном участке Бекетовых. Священник вместе с процессией дошёл до места погребения поэта, прочел стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», столь созвучное моменту.

В 1930-е гг. о. Алексий был арестован и приговорён к десяти годам лагерей. В 1938 г. его расстреляли в Свирьлаге.

ИЗ РУИН
В 30-е гг. XX в. храм был закрыт, его купола разрушены. Его использовали как склад, общежитие, потом, как гальванический цех, осквернив отходам химпроизводства. В 1977 г. одно из ближайших предприятий решило устроить в обезображенной церкви насосную станцию, в подвале были сломаны своды. В 1989 г. это безумие удалось остановить. Но только в 1995 г. руины церкви передали верующим, и с тех пор в ней ведутся реставрационные работы. Это снимок годичной давности


А это снимки апреля 2010 г. Крест на главном куполе был установлен 28 декабря 2009 г.



На цоколе северной стены храма остались следы от пуль. По свидетельствам, здесь в 30-годы расстреливали священников. Возможно, это единственный храм в Петербурге, где сохранилось подобное скорбное место.


2 августа 1996 г. здесь произошла показательная история. Экскаваторщик, расчищая землю у западной паперти, обнаружил темную доску. На ней было изображение иконы "Всех скорбящих Радосте" - литография размером 28 х 22 см., наклеенная на тонкий холст и деревянную доску со шпонками. Икона, пролежавшая в земле неизвестно сколь долгий срок, вполне сохранилась.

Рядом нашли пистолет, от которого остался грязный, проржавленный остов.

Хочется верить, что очень скоро мы здесь увидим вот такой храм.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments