Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Categories:

Шедевр неоготики



ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В ШУВАЛОВСКОМ ПАРКЕ
В северных окрестностях Санкт-Петербурга в заброшенном состоянии пребывает Шуваловский парк. Места эти имеют богатую историю, связанную с двумя российским дворянскими родами — Шуваловых и Воронцовых-Дашковых. А в парке находится церковь, вызывающая удивление и своим необычным для православных храмов обликом, и многочисленными легендами.

Третьим владельцем здешнего имения был Павел Андреевич Шувалов (1776–1823), участник войны с Наполеоном, сопровождавший в французского императора в изгнание на остров Эльбу. По возвращении в Россию в 1816 г. он женится на княжне Варваре Петровне Шаховской (1796–1870). Супруги решили благоустроить парк и возвести новый дом. Однако в 1823 г. граф умирает. Его вдова в 1826 г. по страстной любви выходит замуж за швейцарского француза из Лозанны, получившего графство от французского короля — Адольфа Полье.
Полье был незаурядным художником, открыл первое в России месторождения алмазов и через 3 года в возрасте 35-ти лет скончался от скоротечной чахотки. Скорбящая вдова решила похоронить его рядом с усадьбой в парке и обратилась к архитектору Александру Павловичу Брюллову (брату великого художника) с просьбой сделать проект храма и склепа для упокоения праха супруга, кальвиниста по вероисповеданию.

Уже в декабре 1830 г. Синод утвердил проект Брюллова. Однако было выставлено условие, чтобы могила-склеп, «скрывающий прах графа Полье, не принадлежащего нашей православной церкви», была расположена на определенном отдалении. Средневековый стиль церкви, не соответствующий «высочайше утвержденным проектам», вызвал некоторое смущение в среде духовного начальства, но строительный комитет признал оригинальность и значительность проекта, и он был утвержден.
Церковь была заложена летом 1831 г.,а ее освящение состоялось 9 июля 1846 г. Следуя традиции православного зодчества, Брюллов поставил церковь на возвышенность — небольшой холм, открытый в сторону дворца и обсаженный кленами. В основе здания положена однонефная базилика с нерасчлененным внутренним пространством и алтарной абсидой. К ней с северо-запада и юго-востока примыкают восьмигранные башни. Церковь облицована пудостским известняком.
Удивительный эффект достигается сопоставлением глухих поверхностей стен основного объема с легкой резной ажурной башней (ФОТО В ТЕКСТЕ КЛИКАБЕЛЬНЫ).


По обе стороны от входа в нишах входных пилонов стояли статуи апостолов Петра и Павла работы С.И. Гальберга. В храме был резной ажурный ясеневый иконостас, выполненный также в готическом стиле.
В этой церкви в 1872 г. венчался Н.А.Римский-Корсаков. Шафером на его свадьбе был другой великий композитор — М.П. Мусоргский.
А внизу холма за церковной оградой находился склеп, известный ныне как «могила Адольфа». Склеп этот, на два места для захоронения был облицован красным финским гранитом. В него вели двери: первая — решетчатая железная, за ней массивная дубовая. Над ними находился герб Шуваловых из золоченой бронзы. Внутри на мраморном постаменте стояла фигура коленопреклоненной женщины, ее руки простерты к могильной плите графа.

Статуя и постамент были, понятное дело, разбиты в 1921 г., через год сняли решетку и герб Шуваловых над входом, и в склепе стали хранить сено. Так он выглядит в настоящее время.


При советах церковь методично разрушалась. В 1930 г. был снят верхний ярус колокольни и металлический шпиль, уничтожены резной иконостас и скульптуры апостолов. Тогда же оконные переплёты готического рисунка были заменены на обычные и установлено междуэтажное перекрытие. Храм дважды горел и лишь в 1991 г. в виде руин был передан Епархии.
Ныне эта «прелестная, светлая, как мечта, и тихая, как молитва, церковь в готическом стиле», как называли ее современники, восстановлена по сохранившимся документам и фотографиям.

Вот такую картину я увидел здесь в Праздник Крещения 19 января 2009г.


Очень рекомендую приехать сюда. Оценить объем и качество проделанной работы, в том числе, по восстановлению уникального иконостаса вы сможете сами. Ниже приведена акварель неизвестного художника ХIХ в., дающая представление об убранстве храма.

50.09 КБ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments