Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Русский олигарх и дверь в Европу

200-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ НИКОЛАЯ ПУТИЛОВА, 135-ЛЕТИЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО МОРСКОГО КАНАЛА


Подойдут вагон и барка
И корабль... Сдавай, грузи!
Как маяк, горящий ярко,
Будет порт мой на Руси!
Я уж рельсы дал дорогам,
Я войскам оружье дал...
В новый путь иду я с Богом —
Составляйте капитал!
(© Н.Н.)

Эти строки сатирической поэмы Некрасова «Современники», написанной в 1875 г. и обличавшей «paзгyл кaпитaлиcтичecкoгo xищничecтвa», посвящены Николаю Ивановичу Путилову (1820-1880), «олигарху» XIX в.— крупнейшему промышленнику, инженеру и металлургу, создателю Обуховского, Путиловского заводов и судоверфи.

Н.И. Путилов. С портрета худ. П.Ф. Бореля 1880 г.

Его главной идеей было устройство в СПб морского порта: «Я хочу, чтобы какой-нибудь куль муки, погруженный в Саратове, выгружался прямо на океанский пароход». Из-за мелководности Финского залива товары с морских судов перегружали в Кронштадте на барки, чем кормилось немалая часть тогдашней «элиты». Путилов замыслил крамолу — прорыть морской канал от Питера до Кронштадта и подвести к порту ж-д ветку: «Петр Великий прорубил окно в Европу, нам нужно открыть туда дверь».

Ирония поэта обернулась пророчеством. Через 2 года начнется строительство канала по проекту Путилова, он же сам получит заказ-подряд на работы. Через 10 лет канал введут в строй, и мы им пользуемся до сих пор. Но Путилов этого не увидит — через 5 лет он «пойдет в новый путь с Богом» — умрет от инфаркта, потратив на стройку все свои деньги и совершенно разорившись. Капитал придется составлять заново.

КАК ОТКРЫВАЛИ МОРСКОЙ КАНАЛ
Торжественное открытие состоялось 15 мая 1885 г., во 2-ю годовщину коронации императора Александра III и стало грандиозным городским праздником. Не откажу себе в удовольствии привести описание события из периодики тех лет в дореформенной орфографии.

«Въ радостный день священнаго коронованiя Ихъ Величествъ Петербургъ съ ранняго утра убрался по праздничному. Особенно эффектны были набережныя Невы, оживленie которыхъ росло по мѣрѣ приближенiя къ Николаевскому мосту. Ниже стояли царскiя яхты и пароходы, приготовленные для слѣдованiя въ бассейнъ привознаго порта, на площадкѣ котораго должно было совершаться молебствiе освященiя канала, и откуда долженъ былъ начаться путь по каналу императорской паровой яхты “Держава”. Съ 8-ми часовъ утра обѣ набережныя этой части Невы были наполнены роскошными экипажами и массами нарядной публики, спѣшившей полюбоваться предстоящимъ зрѣлищемъ.

Худ. Беггров А.К. Открытие морского канала в Санкт-Петербурге в 1885 г.

За 10 минутъ до 11-ти часовъ отдаленный гулъ перекатовъ “ура!” возвѣстилъ о приближенiи царскаго поѣзда. Государь Императоръ былъ въ морскомъ мундирѣ. За Ихъ Величествами следовали: Государь Наслѣдникъ Цесаревичъ и великий князь Георгий Александровичъ въ мундирахъ лейбъ-гвардiи Преображенскаго полка, министръ двора генералъ-адъютантъ графъ И.И. Воронцовъ-Дашковъ и лица ближайшей свиты Ихъ Величествъ.


Ихъ Величества, въ сопровожденiи всѣхъ особъ императорской фамилiи и свиты, изволили прослѣдовать въ царскiй шатеръ, гдѣ тотчасъ же началось молебствiе съ водосвятiемъ, совершенное преосвященнымъ епископомъ ладожскимъ Арсенiемъ въ сослуженiи съ архимандритомъ Троице-Сергiевской пустыни Игнатiемъ и другими членами высшаго духовенства. По окончанiи молебствiй Ихъ Величества изволили сѣсть на паровой катеръ, который подъ брейдъ-вымпеломъ Государя Императора обошелъ кругомъ всего бассейна, всюду встрѣчаемый и сопровождаемый восторженными криками ”ура!”. Въ это время прочiе члены императорской фамилiи направились на другихъ паровыхъ катерахъ прямо на императорскую яхту, а духовенство, окропивъ водою стѣнки бассейна, перешло на пароходъ ”Великiй князь Алексѣй”, стоявшiй впереди яхты ”Держава” и долженствовавшiй открыть шествie по каналу.


Окончивъ объѣздъ гавани, катеръ Ихъ Величествъ присталъ къ императорской яхтѣ, и нѣсколько спустя шнуръ, протянутый поперекъ канала, былъ разрѣзанъ Государыней Императрицей, и на гротъ-мачтъ яхты взвился императорскiй штандартъ, а палуба ея была осыпана массой живыхъ розъ, падавшихъ изъ особыхъ шелковыхъ мѣшковъ, укрѣпленныхъ на концахъ шнура.
Восторженное ”ура” раздалось съ обоихъ береговъ канала и съ судовъ, находившихся въ бассейнѣ. Въ отдаления раздался салютъ полевыхъ батарей, выстроенныхъ на берегу, и съ судовъ, расположенныхъ по диспозицiи въ Путиловскомъ портѣ и въ гавани у оконечностей дамбы. “Держава” величественно тронулась впередъ съ цѣлою вереницей пароходовъ, слѣдовавшихъ за ней. Весь кортежъ состоялъ изъ 23-хъ паровыхъ судовъ, не считая паровыхъ катеровъ и барказовъ, слѣдовавшихъ въ стороне и наблюдавшихъ за порядкомъ шествiя.



При выходе изъ дамбъ канала противъ Троице-Сергiевской пустыни пароходъ ”Великiй князь Алексѣй” сталъ на якорь по лѣвую сторону канала, причемъ духовенство, находившееся на немъ, благословляло и напутствовало всѣ суда, выходившiя на просторъ въ открытую часть канала. Въ это же время на императорской яхте ”Держава” сервированъ былъ завтракъ, во время котораго министръ путей сообщенiя генералъ-адъютантъ К.Н. Посьетъ имѣлъ счастiе поднести Ихъ Величествамъ золотыя медали, выбитыя въ память открытiя, и краткое описанiе Морскаго канала. Такiя же серебряныя медали были поднесены Ихъ Императорскимъ Высочествамъ и министрамъ, а бронзовыя—всѣмъ остальнымъ присутствовавшимъ за Высочайшимъ столомъ».

Памятная серебряная медаль с барельефами трех императоров - Петра I, Александра II и Александра III

По окончании церемонии открытия Морского канала императорская яхта отправилась в Кронштадт. Там состоялся Высочайший смотр военно-морской эскадры.

И КТО ЕГО ПОСТРОИЛ
Морской канал был выдающимся инженерным проектом своего времени. Его длина 26,5 верст (28,3 км), глубина – 22,6 фута (6,8 м), ширина по дну - от 30 саженей (64 м) до 50 (106,3 м). МПС распорядилось выпустить открытку, на коей изображены главные строители канала. Их же портреты поместили у себя газеты «Кронштадтский Вестник», «Всемирная иллюстрация» и др. Это инженеры П. Борейша, С. Максимович и М. Фуфаевский.


Закономерный вопрос: а почему не упомянут Н.И. Путилов?

Он скончался за 5 лет до открытия канала 18 (30) апреля 1880 г.
Согласно завещанию Путилова похоронили не на кладбище, а на берегу Екатерингофки, откуда открывался вид на его завод, верфь и строящийся Морской канал. Резолюция Александра II: «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы». Белая надмогильная часовня, построенная по проекту Ф.С. Харламова, была хорошо видна с взморья. На старых картах города (до 1908 г.) его могила обозначалась специальным знаком «Могила Путилова».


Легендарная интуиция в первый и последний раз подвела Николая Ивановича. Сумма затрат на сооружение канала составляла 40 млн. руб. Путилов вложил 20 млн. своих денег, другую половину пообещало государство. Но выделили только 2 млн., а затем грянула большая война с Турцией.
Времена менялись. Был удален от дел покровитель нашего героя, вел. кн. Константин Николаевич (1827-1892), главный сторонник либеральных реформ. Напомню, как сложилась их дружба.

В 1854 г. в ходе Крымской войны английская и французская эскадры подошли к Кронштадту. Николай I из своего дворца «Коттедж» в Петергофе мог видеть корабли супостатов в подзорную трубу. Он обратился к своему сыну-моряку, и тот привлек Н.И. Путилова, который был рекомендован ему, как специалист по судостроению. Согласно легенде, вел. князь вызвал его и сказал:
— Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные 200 тысяч.

За полгода выполнить эту задачу было немыслимо — паровые машины, котлы и арматура в России не производились, а закупались в Англии. «Весь декабрь,— писал впоследствии Путилов,— ушел на составление чертежей, размещение заказов и бесконечные уговоры, поскольку «малые» хозяева весьма смущались новостью дела. Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, начиная от заводов и до чердаков, где временно были устроены мастерские, везде работали с неутомимой деятельностью — в две смены». Он привлек к выполнению оборонного госзаказа два десятка заводов и мастерских. «К концу февраля свезли откуда что и начали собирать. К 15 марта первая машина собрана на заводе. А уже в мае того же года 32 вооруженные канонерки, каждая с паровой машиной в 80 сил, стояли в Кронштадте». Первая же встреча с путиловской флотилией охладила пыл зарубежных партнеров — юркая канонерка «Шалун» близ Толбухина маяка влепила в борт английского фрегата пару 60-фунтовых ядер и пока тот готовился к стрельбе, стремительно исчезла.

Всего Путилов поставил на кронштадский рейд 81 корабль, в том числе 14 корветов. Ему преподнесли серебряный венок победителя. На 81-м листе этого венка были выгравированы имена всех судов, к нему прилагалось письмо со словами: «В 1854 году ни мы, заводчики, и никто другой не сознавали возможности выполнить такое задание: изготовить для России к следующей же навигации в течение пяти месяцев канонерскую флотилию. Но Н.И. Путилов рассчитывал, что, слив петербургские заводы в одно целое, есть возможность в назначенный срок изготовить ее. Он, Путилов, принял дело… и исполнил его на удивление всем… С первого дня знакомства нашего Путилов столько внушил доверия к нему, что каждый из нас, в свою очередь, желал найти доверие его, Путилова. Довольно сказать, что мы вели дело изготовления многих, новых для нас, паровых машин и котлов без всяких формальных бумаг, а на чести. И по окончании дела у каждого из нас глубоко врезалось в душе искреннее уважение к уму и деятельности Николая Ивановича Путилова».
Александр II лично повесил ему на грудь орден Станислава 2-й степени и произвел мичмана Путилова в надворные советники.

Вернемся к строительству канала. Путилов задействовал 6 земснарядов общей производительностью 1000 м³ грунта в час и 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж, паромов, к порту провели ж-д ветку. Только за 1878 г. извлекли 532 тыс. м³ грунта, соорудили 4470 погонных м. ряжей и отсыпали в основание дамб 243 тыс. м³ грунта.
Но за него всерьез взялись конкуренты. Придворный банкир А.Л. Штиглиц желал строить порт на своей земле в Ораниенбауме. Оптовикам во главе с «хлебным королем» С.Т. Овсянниковым и владельцам невских пристаней порт был как кость в горле. В том же 1878 г. изменили условия контракта и всю технику перевели в собственность казны. Затем изменили маршрут канала с северным рукавом, выходящим в Неву, надо было строить новую пристань. Путилов пишет в ответ, что теперь «будут рушиться все предположения мои как учредителя Общества товарных складов, все уже состоявшиеся и имеющиеся мои с иностранными капиталистами договоренности, расположения корабельных и барочных бассейнов, связь их с барочным каналом,устройство пристаней, а также расстраивается и теряют свое назначение все сооружения, которые я возвел». В январе 1879 г. ведение всех работ передали инженерам П. Борейше и С. Максимовичу
Чтобы не останавливать строительство своего любимого детища, Путилов расплатился с рабочими. Он пускал в дело оборотные средства своего завода, распродавал его акции, залезал в долги. Кредиторы осаждали дом Николая Ивановича на Большой Конюшенной. В прессе была организована безудержная травля, отметился даже «народный поэт Некрасов», сам миллионер и удачливый коммерсант.

На похороны Н.И. Путилова пришли многие его однокашники по Морскому корпусу. Путиловские рабочие пронесли на руках гроб с телом своего бывшего хозяина все 14 км от дома на ул. Б.Конюшенной, 9 в центре СПб до самой бровки Морского канала. В похоронах участвовали два лучших в столице хора певчих, нанятые рабочими на их собственные средства.

© музей "Нарвская застава"

В 1907 г. прах Путилова и его супруги был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви, которая была построена на средства, собранные рабочими.


В конце 1920-х гг. в перестроенном здании церкви было размещен некий «Домпросвет». Когда сносили алтарь, то обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, а все прочее сожгли в местной котельной. Потом тут был клуб «Красный путиловец», потом ткацкая фабрика.
В 2004 г. здание возвратили церкви. Адрес церкви: пр. Стачек, 48А, найти ее непросто, она находится на огороженной территории бизнес-центра, закрытая от магистрали очередной унылой стекляшкой.

Так сегодня выглядит Путиловская церковь — храм свт. Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры





Что касается завода, построенного Николаем Ивановичем Путиловым, то в в период индустриализации он был торжественно переименован в Кировский. Коренные петербуржцы неизменно продолжают называть его Путиловским.

Морской коммерческий порт Петербурга сегодня располагается именно на том месте, где его спроектировал и начал строить Николай Иванович Путилов.

В заголовке поста — Морской канал, вид с Канонерского острова, Путиловская набережная, получившая свое название с 2016 г. Фото июня 2020 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments