Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Category:

Холомки́. К 100-летию Порховской колонии художников и литераторов

С этого балкона между ионических колонн проглядывались, как в рамках, пушкинские, онегино-ленские виды. Добужинский часто рисовал на этом балконе... Здесь собиралось все холомковское общество. (© В.М.)


Холомки́ — имение князя А.Г. Гагарина (1856–1920) на Псковщине, в 14 км. от старинного русского города Порхова. Являет оно редкий для здешних краев пример восстановления дворянской усадьбы из руин, и ему посвящены десятки статей и блогов. Скромный автор этих строк постарается внести свою лепту.
Летом 2020 г. исполнится 100 лет со дня создания здесь Порховской колонии художников и литераторов для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции (она же «дача Литфонда» или «колония Дома искусств»), своего рода сельского филиала петроградского «Сумасшедшего корабля». В декабре — столетие кончины создателя и владельца усадьбы. Даты эти вряд ли будут широко отмечены. В Холомках жили Добужинский, Ходасевич, Мандельштам, Зощенко, Чуковский, Замятин, Пяст и др. Строки в эпиграфе принадлежат художнику Владимиру Милашевскому (1893-1976), оставившему нам книгу «Вчера, позавчера… Воспоминания художника».

Год назад мы с друзьями из солнечной Израиловки провели в Холомках и окрестностях пару суток, видели своими глазами здешние красоты и достопримечательности, включая нереально прекрасную Шелонь почти что белой ночью и музейную экспозицию усадьбы. Делюсь впечатлениями и фотоснимками. Но для начала краткая историческая справка.

РЕКТОР ПОЛИТЕХА ИЗ РЮРИКОВИЧЕЙ
Гагарины — русский княжеский род, принадлежащий к линии Рюриковичей, идущей от Владимира Мономаха к Всеволоду Большое Гнездо. Старшая и младшая ветви рода угасли в XVI-XVIII вв., потомки первой средней линии рода с петровских времён занимали высокие государственные посты.
Кн. Андрей Григорьевич был младшим сыном кн. Григория Григорьевича Гагарина, обер-гофмейстера, вице-президента Императорской Академии художеств и его супруги Софии Андреевны Дашковой, фрейлины. Был крещен в церкви Зимнего дворца, крестным отцом был император Александр II, крестной матерью — вдовствующая императрица Александра Федоровна.

Портрет кн. А.Г. Гагарина из экспозиции усадьбы Холомки, неизв. худ. Кажется, выполнен на основе фото 1900 г.

Князь Андрей окончил физико-математический факультет Петербургского университета, в 1879 г. защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата наук. В 1884 г. окончил Михайловскую артиллерийскую академию, служил в Петербургском арсенале. Был одним из основоположников теории и конструирования машин для механического испытания материалов, автором научных статей и изобретений. Главным делом его жизни стало создание Петербургского политехнического института в Лесном, первым директором которого он стал в 1900 г. по представлению министра финансов С.Ю. Витте.

По вопросам жизни института кн. А.Г. Гагарин занимал независимую позицию, часто расходившуюся со взглядами начальства. В 1902 г. было отвергнуто предложение организовать Политех по образцу военных ВУЗов и ввести в нем военную инспекцию. В 1907 г. князь спас от ареста группу студентов-революционеров. В итоге его отстранили, а затем уволили с поста директора. В результате судебного разбирательства в 1909 г. он был приговорен к исключению со службы за «бездействие власти» при студенческих беспорядках, с запрещением в течение 3-х лет поступать на гражданскую и общественную службу.

Князь уезжает в имение Н.И. Новосильцева, предводителя Псковского губернского дворянства — Бельское Устье (он состоял в свойстве с Новосильцевым — оба были женаты на княжнах Оболенских). В 1911 г. он прикупил у свояка участок земли в 60 дес. леса и 36 дес. пашни для постройки усадьбы. Проект дома в стиле неоклассицизма был заказан петербургскому архитектору И.А. Фомину. Строительство завершилось в октябре 1913 г. В доме были своя котельная в цокольном этаже и действующая до сих пор система водоснабжения, а также телефон.

Семья Гагариных. 1890-е гг. Источник фото

Весной 1914 г. вся семья Гагариных собралась в имении. Радость была недолгой — началась Великая война, старшие сыновья Андрей, Сергей, Лев, Дмитрий ушли на фронт, а сын Григорий поступил в военное училище. Зимой 1914-1915 гг. кн. А.Г. Гагарин основал в усадьбе госпиталь и содержал его на свои средства в течение всей войны.
После октября 1917 г. он переехал в Москву и работал в Научно-экспериментальном институте при Наркомате путей сообщения. Что не помешало его аресту вместе с супругой Марией Дмитриевной в октябре 1918 г. Благодаря содействию института князь был освобожден довольно быстро. Княгиню удалось вызволить из Бутырской тюрьмы только после ходатайства М. Горького.

Имение было национализировано, в нем разместили Народный дом им. Ленина, которым предложено было руководить Софье Андреевне, старшей дочери князя. Одновременно в Петрограде разграбили квартиру Гагариных. Княжна Софья вынуждена была ходить по крестьянским избам, прося «немного хлебца». Вернувшийся в Холомки молодой кн. Григорий был арестован и бежал от расстрела за границу. Судьбы семьи и дома висели на волоске, пока зимой 1920 г. не была получена вот такая «охранная грамота»:

УДОСТОВЕРЕНИЕ
Предъявителю сего, инженеру Андрею Григорьевичу Гагарину, разрешено проживать в Псковской губ. Порховского уезда Шевницкой волости в Народном доме моего имени «Холомки».
Прошу местные власти Гагарина не беспокоить, в заложники не брать, вещей не реквизировать и давать ему керосину необходимое количество для его занятий, которые я считаю для Республики полезными.
Председатель Совета Народных
Комиссаров В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народный Комиссар Внутренних Дел М. ВЛАДИМИРСКИЙ


Говорят, что Предсовнаркома в целях достижения мировой революции рассчитывал на одну вещицу, о которой рассказывала Софья Андреевна (воспоминания Милашевского): «Это было в Холомках, зима, вероятно, 18-й год. Холодно и жутко. Её отец подводил итоги своей жизни. Он вызвал её в кабинет и показал на толстую связку мелко исписанной бумаги, видны были какие-то цифры. "Смотри, – сказал он ей, – это крупное изобретение, я занимался им из научного спорта. Оно так ужасно, что принесёт смерть и страдания людям. Я христианин и не могу этого обнародовать". Он взял связку бумаг и бросил их в горящий камин».
Еще говорят, что «Гиперболоид инженера Гарина», описанный красным графом А. Толстым, на самом деле был изобретен князем Гагариным, и перекличка фамилий тут не случайна.
Борцам за освобождение человечества так и не удалось узнать секрет изобретения князя. В декабре 1920 г. он скончался после неудачной операции в Порховской больнице. Похоронили его в соседнем Бельском Устье, рядом с храмом Вознесения Господня.

Могила князя А.Г. Гагарина

«ПО СЛУЧАЮ КОММУНИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ СДЕЛАЛСЯ Я ПОМЕЩИКОМ»
Колония для петроградских писателей и художников была организована в 1920 г. в имении «Холомки» и соседнем Бельском Устье. «Холомки были открытием художника Добужинского,— писал Николай Корнеевич Чуковский (сын К.И. Чуковского) в своих «Литературных воспоминаниях»,— Он был знаком с Гагариными еще до революции, списался с ними и первым уехал к ним, увезя с собой всю семью...». «Добужинский и Корней Чуковский были нашими «председателями»,– вспоминал В. Милашевский.– Перед властями оба они числились заместителями Горького. Бумажка за подписью Горького показывалась в исполкоме города Порхова, умиляла порховские власти, и они отпускали нам пайки – крупу, муку и махорку...».

Худ. Н.Радлов. Чуковский и Добужинский

Первым официальным «председателем колонии» в 1920 г. был художник Борис Попов, зять Александра Бенуа. Тогда в Порхове состоялась «Выставка картин русских художников». Среди ее участников – Алексеев, Анненков, Григорьев, Сомов, Судейкин, Чехонин, Шагал, Эссен. Художники дарили свои произведения, благодаря чему в коллекциях Псковского музея сохранились работы Бориса Григорьева — «Хутор» и «Олонецкий дед», а также «Черные любовники» Марка Шагала.
«По случаю коммунистического строя сделался я помещиком... в 15 верстах от Порхова, Псковской губернии, на берегу реки Шелони,— писал В.Ходасевич. Спим на сенниках, мебель анекдотическая, смесь ампира, лишенного обивки (в ней ходят невесты в окрестных деревнях), с новыми табуретками, пахнущими смолой. Живем во 2 этаже, ибо нижний разгромлен слишком. Зато у нас великолепный вид, верст на 15 вдаль, <...> у нас аисты, радуги, паровая мельница, агроном, мастер по части жестоких романсов, у нас - плачьте, несчастные! - 1500 собственных яблонь... у нас груши, слива и - персики, сладости неизъяснимой, мягкости обольстительной, сочности сладострастной…»

А вот строки из воспоминаний В. Милашевского.
«Именье «Холомки» — нестарая дворянская усадьба. Она построена была скорее как некое палаццо для отдыха, а совсем не для извлечения дохода.
Строил его Иван Фомин, один из самых прогрессивных архитекторов дореволюционной эпохи. Петербургский классицизм Николая II,— так некоторые называли этот стиль, вспоминая Александровский классицизм эпохи Отечественной войны 1812 года. Щуко, Перетяткович, в Москве — Жолтовский.
Все уже модернизировано в смысле быта. Комнаты для членов большой семьи и гостей! Много света, большие окна! Почти нет этих «двор, куртины, кровли и забор».
Он вырос прямо в лесу... И нет еще к нему настоящей барской дороги. Так, проселочек между бугорками, холмиками! Но с балкона с ротондой, с коринфскими колоннами прекрасного ордера открывается чудесный вид! В двух шагах протекает река Шелонь.
Онегино-ларинский пейзаж! Мягкий, музыкальный по своим негромким, но ласкающим формам!
Столько «великих» оказалось связанными и с этим летом 1921 года, и с этим пятачком русской земли».


Худ. В. Милашевский. Портрет Корнея Чуковского. 1921 г. Холомки

«Главная хозяйка — княгиня Мария Дмитриевна, урожденная княжна Оболенская, невестка князя — художника Григория Гагарина, изящного рисовальщика и акварелиста, друга великого Брюллова. Всю жизнь посвятил он Кавказу. Друг собутыльников Лермонтова! Сам — русская история!
Княгиня Мария Дмитриевна всем своим типом, внешним — с ее большими серо-голубыми глазами и внутренним — с устойчивостью души и каким-то внутренним ”ликованием” представляла собой «русскую классику». Если бог создавал души, также как и тела из глины, то души женщин — героинь Толстого и Тургенева созданы из того же куска мрамора, как и у Марии Дмитриевны. Тут и музыка Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского. Ну, словом, Россия XIX века в пышном ее цветении еще без ссадин и болячек!
Когда прикладывались к кресту в конце обедни, то первой подходила княгиня! Революция не давала здесь никаких сдвигов...»
.

Княгиня М.Д. Гагарина

Остается добавить, что в Холомках долгие годы размещалось некое медицинское учреждение, не то санаторий, не то больница. Потом появилось что-то вроде пансионата для «детей с проблемами». Говорят, что «дети» были призывного возраста, их опекали милиционеры, а после них окрестности были буквально усеяны бутылками. Усадьба интенсивно разрушалась.
В 2000 г. она была передана в управление питерскому Политеху, который к 2013 г. полностью восстановил дом, открыл там гостиницу и небольшой музей. Сюда можно и нужно приезжать.

АВТОРСКИЕ ФОТО И КОММЕНТАРИИ
Небо все в барашках белых
За колоннами сияло
А вдали лежали пашни
И Шелонь в лучах играла...
(© М.В. Добужинский)

Усадебный дом, северный фасад с портиком. Утренний снимок.


Он же на закате.


Южный фасад с ротондой. Вечерний вид из усадебного парка.


Ротонда крупным планом, утро.


Западный торцевой фасад и пандус (за надстроенную на ротонде мансарду ИМХО надо бы пообрывать гениталии).


Восточный торцевой фасад, раннее утро.


Перспектива с балкона. Лесная поляна и ни единой хозпостройки! Мало где такое увидишь.




Деревья парка на закате солнца.


Солнце уже село. Поля, туман, путь к Шелони.


Вот и она.



Здесь мои слова бессильно умолкают... Единственное, о чем надо помнить: количество комаров и гнуса тут совершенно запредельное, а стай агрессивных слепней после заката солнца я больше нигде не встречал.

Усадебный дом. Конференц-зал.


Музейная экспозиция.












На предпоследнем снимке — гармонь, подаренная кн. А.Г. Гагариным крестьянскому юноше Коле Вихрову за участие в домашних представлениях.

Макет Вознесенского храма в Бельском Устье, вотчине Новосильцевых. Сейчас храм восстанавливается.


Частично использованы материалы статьи В.А. Потресова «Хозяин и наследники. История усадьбы князя А.Г. Гагарина Холомки, что на Псковщине». Московский журнал № 9 (213). Сентябрь 2008.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments