Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Монастыри польской православной глубинки

ч.1 СВЯТАЯ ГОРА ГРАБАРКА


И НЕСКОЛЬКО ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ
Эта поездка состоялась на исходе нынешней зимы. Сейчас понимаешь рубежный характер тех времен, над миром уже опускался марлевый занавес (определение утащено из блога френда). Тихо, без лязга, скрипа и визга — совсем не так, как железный, изъясняясь в терминах Апокалипсиса нашего времени.
Мы уже два месяца, как пребываем в новой реальности. Пишет народ о радикальных и глубоких изменениях в сознании и, как следствие — в мировом экономическом и социальном устройстве. Вопрос в том, какие это изменения. Четверо на лошадях следуют своей чередой и в предсказанном порядке (Откр. 6: 1-8). Где же мы находимся в их системе отсчета? Шутил я недавно по поводу коня бледного и 4-го всадника, но до его времен, слава Богу, еще далеко.

А вот эпоха красного коня (ίππος πυῤῥός), похоже, прошла. Дважды распилили его вместе со всадником на лобном месте, какие еще нужны знаки? Сие означает, что прискакал конь вороной, на нем верховой № 3 с неким гаджетом в руке (είχε ζυγαριά — обычно переводится, как «его мера» или «весы»). Было и руководство пользователя озвучено: «хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай».
Считается, что это олицетворяет голод. По мнению скромного автора поста нужно вести речь о темных веках и цифровой кабале. Обратите внимание на противопоставление сыпучих тел (состоящих из зернышек, кои можно перечесть) и вина/елея. Один хиникс пшеницы полагался в день одному рабу. Напишу подробно об этом, если руки дойдут, не люблю ванговать, хотя иногда получается .
А пока пора совецкому пенсионеру отправлять заявку на QR-код для посещения булочной (вроде бы шутка).

В итоге всего сказанного сидим по домам, работаем в режиме виртуального Декамерона. Есть в данной книге новелла о проверке подлинности религиозной конфессии: некий Авраам посетил римский двор, увидел там развращенность служителей церкви и счел, что если при всем этом вера католическая распространяется и крепнет, в ней истинно присутствует Св. Дух. Интересная методика, может быть творчески воспроизведена, в том числе, дистанционно.

ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ В КАТОЛИЧЕСКОЙ СТРАНЕ
Польша является образцовой католической страной. Если вам случалось здесь путешествовать, наверняка видели такую картину: село или маленький городок, в его центре костел. На улицах ни души, а у храма вся площадь в автомобилях, внутри не протолкнуться — ławki заняты, сзади них и по бокам стоят прихожане.

Православие здесь является второй по численности конфессией. Мало кто знает, что в Польше 6 мужских и 5 женских действующих православных монастырей. Почти все находятся на востоке, в Подляском и Люблинском воеводствах. Первое из них я неплохо знаю, три года назад публиковал блоги о древнем Благовещенском монастыре в Супрасле и Музее православных икон. Этой зимой в качестве неформального гида посетил еще 4 обители, об одной из них этот рассказ. Прежде чем его начать, замечу, что в Подлясе/Белосточчине масса необычных и не исхоженных туристами/паломниками мест. В некоторых волостях (гминах) польские названия сел и деревень дублируются на белорусском.


Водитель-минчанин по дороге спорил, что такого в природе нет. Аз многогрешный не поленился, показал ему более экзотические варианты: Kruhłe/Круглэ, Moskiewce/Москоўцы; итогом стал символический бонус butelka Żywiec.
А еще здесь Беловежская пуща «с той стороны», где много разного зверья в вольерах и на воле, храм Свт. Николая в Беловеже, построенный по указанию императора Александра III и царский поезд.

Никольская церковь (осв. 1895 г.) — памятник «русского Беловежа», одной из любимых царских охотничьих резиденций на рубеже XIX–XX вв.
Снимок позапрошлого года, когда в природе еще существовала зима



Уникальный изразцово-керамический иконостас Никольской церкви

ГОРА КРЕСТОВ
Первая цель нашего путешествия — Святая гора Грабарка, одно из самых «намоленных» и мистических мест Польши. После долгих километров пути узкий проселок упирается в холм, поросший соснами. Наверх ведет широкая мощеная булыжником пешеходная дорожка-лестница с перилами и непропорционально длинными ступенями.


Вокруг нее — кресты, частокол крестов, стоящих впритык друг к другу. Кажется, их тут миллион. Разноцветных, больших, средних и совсем крохотных, поросших мхом и совсем новых. Поначалу всё это выглядит весьма странно и даже пугающе.






На вершине холма в окружении крестов приютился скромный деревянный храм


— Что это, кладбище? — первый вопрос у всех вновь прибывших.
— Нет,— отвечаю. Это, в некотором роде, его противоположность. Паломники уже 300 лет приносят сюда кресты и ставят их по обету, в знак благодарности, памяти или покаяния
.
Старейший сохранившийся крест относится к 1808 г., всего их тут сейчас более 10 тысяч. Кресты имеют разный размер, часто прикреплены к деревьям и друг к другу. Рассказывают, немцы-оккупанты задумали вырубить деревья вокруг церкви и горы, но вековые сосны изогнулись и наклонились к храму... их тут называют «умными», ни одно дерево не упало и не сломало крест.

Святая гора Грабарка известна с XIII в. Здесь строили кельи и подвизались монахи из Афона и Киево-Печерской лавры. Возможно, потому, что в соседнем селе Мельник находился знаменитый чудотворный образ Спас Избавник (упомянут в Ипатьевской летописи за 1260 г., перед ним молился кн. Даниил Галицкий). В конце XIII в. эта икона в связи с угрозой нашествия татар была вывезена и спрятана в лесу где-то рядом с современной Грабаркой. Культ Спаса продолжается и по сей день, массовые паломничества сюда совершаются на праздник Преображения Господня (Przemienienia Pańskiego).

В 1710 г. тут было явлено большое чудо. В то время Польшу накрыла эпидемия коронавируса холеры. Одному из жителей соседнего городка Семятыче в сонном видении было велено сделать большой крест и установить его на горе Грабарке, а больным, кто сможет дойти — испить воды из источника у ее подножия. Собралось 10 тыс. человек. Люди установили крест и выпили воды из источника, после этого зараза чудесным образом прекратилась, а те, кто пил воду, исцелились. В тот же год на горе построили храм, в 1711 г. его освятили.
В продолжение двух веков к Святой горе совершались массовые паломничества. Гродненский епархиальный вестник в 1866 г. писал: «В день Преображения исцелены несколько тысяч слабых, страдающих, больных и здоровых, не только православных, но и католиков и многих приходящих с истинной верой. Это святое место. Тысячи верующих собираются вокруг храма (...) Попасть внутрь церкви становится практически невозможно. Лучше прийти раньше, чтобы занять место».
К концу XIX в. Преображенская церковь обветшала и стала разрушаться, в 1884 г. она была капитально реконструирована и простояла до 1990 г.

МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Перед началом WW1 на территории Привисленского края процветало православное женское монашество. Здесь действовали знаменитая Лесненская обитель в 50 км от Грабарки, основанная при личном участии Св. Иоанна Кронштадтского, монастыри в Вирове, Теолине, Турковицах, Красностоке, Дрогичине. Во время войны большинство сестер выехало в Россию, а после все обители были разорены или обращены в католические.

По окончании WW2 сохранился только мужской православный монастырь в Яблечне. Несколько оставшихся монахинь не имели пристанища и находились в Лодзи, где временно проживали церковные власти. Заботу о них взяла на себя схимонахиня Мария (в миру София Владимировна Комстадиус, ур. Неклюдова, 1872–1949). Она происходила из аристократической семьи, бывала в Царском Селе, была знакома с семьей последнего российского императора. Как только была сформирована Церковная Консистория, сестры обратились к ней за помощью в организации нового женского монастыря.
Марфо-Мариинская обитель была образована указом от 25 ноября 1947 г. Вместе с настоятельницей в Грабарку приехали две сестры: 77-летняя Юлиана и 52-летняя Феодосия. Они поселились в неотапливаемой сторожке у Святой Горы. Зимой они спали в церковной колокольне, а в самые морозные дни искали убежища у ближайших жителей.
С этой поры история Святой Горы стала неразрывно связана с жизнью монастыря. К концу 1948 г. в обители служили уже 8 монахинь, в 1950 г. началось строительство новой теплой церкви, а также келий для сестер.

Могила основательницы монастыря

В 1956 г. новая зимняя деревянная церковь была построена и освящена в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящех Радосте. В 1961-1963 гг. главный монастырский Преображенский храм был отреставрирован под руководством профессора Краковской академии художеств Адама Сталони-Добжаньского и заново расписан в византийском стиле замечательным польским иконописцем Ежи Новосельским.

В конце 1960-х гг. на Грабарке подвизались 20 сестер, наибольшее число в истории обители. Среди них была монахиня Илария (Булгакова, 1892-1982), двоюродная сестра Михаила Булгакова, принадлежавшая к числу самых близких ему людей. «Кузина Лиля» — дочь профессора Холмской духовной семинарии Михаила Ивановича Булгакова (1860-1937) долгое время до Первой мировой войны жила в семье своего двоюродного брата и стала ее почти полноправным членом. Сестра Илария была монастырским летописцем в Марфо-Мариинской обители, в 1977 г. она установила на Святой Горе крест в память о Михаиле Булгакове.

ИСТОЧНИК

В ночь с 12 на 13 июня 1990 г. Преображенская церковь полностью сгорела. Огонь уничтожил иконы, в т.ч. образ Пресв.Троицы начала XVIII в., расплавил колокола. Чудом уцелели Евангелие и две висевшие снаружи иконы — Свт. Николая и Спасителя. Поджог по неясной до сих пор причине совершил местный уголовник, получивший в итоге 10 лет тюрьмы.

Руины церкви после пожара 1990 г. (фото Tygodnik Polski – Tygodnik Podlaski)

Сестры написали в монастырской летописи: «Наша церковь, освященная почти каждодневной евхаристией и слышавшая молитвы многих поколений, больше не стоит на холме. Она была предложена как всесожжение перед престолом Божиим...». В том же году в праздник Преображения 19 августа заложили первый камень нового храма.
17 мая 1998 г. Митрополит Варшавский и всея Польши Савва освятил новую церковь. Она сложена из камня и обшита деревом, возведена по образцу деревянной церкви 1884 г. постройки по проекту арх. Михаила Сандовича.


Интерьеры храма.


В год празднования 2000-летия христианства в храм был доставлен с Афона список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. В 2001 г. было завершено строительство стены для защиты Святой Горы. Паломники привозили сюда камни, так же, как ранее приносили кресты. В 2010 г. было завершено строительство просторного и уютного гостевого дома для паломников.
С 1995 г. настоятельницей обители является игуменья Ермиона (Щур) – выпускница регентского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Привожу несколько исторических фотографий (источники — монастырская хроника, Tygodnik Polski-Tygodnik Podlaski, Cerkovny Viestnik)
Вера глубинного народа — паломничества на Святую Гору 18/19 августа в праздник Преображения Господня (1960-е гг.)






Преображенская церковь до пожара (1967 г.)


Служба в Церкви Всех Скорбящех Радосте, храм был расписан руками сестер обители.


ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО АВТОРСКИХ ФОТО 2020 г.

Кресты ночью


Дорожка к гостевому дому






Каплица над святым источником у подножия горы (тот самый, исцеливший от эпидемии 1710 г.)


Крест в оградке рядом с источником

Продолжение следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments