Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Categories:

Православная готика. Оборонные храмы Черной Руси

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА от 15.10.2019 г.


«Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обое, то есть, Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу». Так гласит 83-е Апостольское правило, запрещающее воевать священникам и монахам. Мог ли соблюдаться этот канон в условиях Черной Руси — исторической области современной РБ, ядром которой являлась Новогрудская земля? С запада атакуют «псы-рыцари», с востока татары. Плюс феодальные междуусобные разборки, великодержавные амбиции и агрессивные повадки соседей.

Оборонные храмы существуют в Западной и Восточной Европе, на Кавказе. Но то, что мы видим на фото в заголовке, можно встретить только здесь. Православную церковь в виде готического замка с четырьмя угловыми оборонными башнями я бы назвал «чернорусским мотивом» в архитектуре. Таких сакральных построек очень мало, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Скромному автору настоящих строк довелось побывать в каждой из сохранившихся.
В России их нет совсем (речь идет, понятное дело, о подлинной средневековой готике, а не о псевдо/ неоготическом стиле, яркий петербургский образчик последнего здесь).

ЦЕРКОВЬ СВ. АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
с. Сынковичи, Зельвенский р-н Гродненской области


Адресом храма везде указывется деревня (село?!) Сынко́вичи, иногда говорят Сы́нковичи, только никакого населенного пункта вы тут не увидите. Чистое поле, посреди которого возвышается средневековая цитадель, огороженная невысокой стеной из булыжного камня.


О том, что это церковь, напоминают кресты на башнях и фронтоне да святые ворота.


А также колокольня, двухъярусная и четырёхгранная, построенная в 1891 г.


На огороженной территории небольшое кладбище и памятный крест в честь 600-летия освящения храма (1407).


Стены башен у главного фасада граненые, у тыльного — круглые на (см. фото в заголовке). Толщина стен 1,5 м. Фронтоны храма украшены на готический манер полуциркульными нишами. По карнизу проходит пояс полукруглых бойниц. Или это «варницы», через которые лили на врага кипяток и смолу?

Похоже, храму действительно случалось быть убежищем, в котором жители близлежащих весей могли держать осаду и подвергать тепловым процедурам разных непрошеных гостей.

Восточный фронтон храма. Три алтарные апсиды объединены общей деревянной кровлей.


Фотосъемка в церкви запрещена. Возможно, из-за пребывания здесь чудотворного образа Божией Матери «Всецарица» со множеством даров верующих, прославленного многочисленными исцелениями, в том числе, от онкологии. Еще особо чтимые образы: списки икон Богородицы «Ченстоховская», «Жировичская», Св. Архангела Михаила, Св. вмч. Варвары.

фото из сети

Храм в плане трехнефный, все нефы имеют почти одинаковую ширину. Своды с нервюрами опираются на граненые столбы и украшены крестами. Они похожи на тамплиерские или тевтонские. Интерьер напоминает зал готического замка.

фото из сети

История храма хранит немало загадок. Датой его рождения считается 1407 г., когда он был освящен во имя Архистратига Божия Михаила.
Существует легенда о его постройке. В 1377 г. умер Вел.князь литовский Ольгерд, оставив наследником сына Ягайло (1352-1434), позже ставшего королем Польши. Ягайло Ольгердович пошел войной на кузена Витовта (1350-1430) и дядьку Кейстута. Победить их было трудно, и тогда он предложил мир и переговоры в Виленском формате. В Вильне отца с сыном разлучили, Кейстута вывезли в Кревский замок и там удушили. Витовта отправили по этапу в Крево чуть позже, с такой же перспективой. Но ему в 1382 г. удалось бежать, переодевшись в женское платье. Князь скрывался в деревнях близ Слонима и в знак благодарности местным жителям решил заложить в Сынковичах церковь. Он сам с супругой присутствовал на ее освящении в 1407 г.
Впрочем, последние исследования архивных документов и находки реставраторов позволяют отнести дату постройки храма к началу XIV и даже к XIII вв.

По окончании WW1 здесь попеременно проводились католические и православные богослужения. В 1926 г. храм стал одним из самых активных униатских Греко-католических приходов. Храм благополучно пережил WW2 и до конца 1950-х гг. оставался действующим.
Потом началось хрущевское отемнение умов. Вот заключение комиссии во главе с уполномоченным Совета по делам религии по Гродненской области (1958 г.): «В связи с длительной эксплуатацией помещения и отсутствием своевременного ремонта на протяжении 15 лет, подверглись коррозии конструкционные элементы несущих и ограждающих частей зданий, которые пришли в полную непригодность». Уже и не знаю, какие элементы кирпичного храма «подверглись коррозии», но он успешно использовался после закрытия, как колхозное зернохранилище до начала 1990-х гг. Деятельность церкви Св. Архистратига Михаила возобновилась в 1992 г.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
с. Мурованка, Щучинский р-н Гродненской области


В некоторых источниках эта средневековая церковь называется «маломожейковской». Ей в чем-то повезло: она была отреставрирована в 1871-1873 гг. и «поновлена». Появился новодельный западный притвор, были надстроены дополнительным ярусом передние башни, левая башня была переделана в колокольню. В целом церковь сохранила свою древнюю архитектуру.


Тут все похоже на Сынковичи: четырехстолпный храм с отсутствующим куполом и двухскатной кровлей, те же крепостные башни по сторонам четверика и «ярус боя». Но есть отличия, прежде всего, вычурный сложной формы фронтон и одна большая полукруглая апсида. Толщина стен достигает 2 м.
Здесь, кстати, разрешают фотографировать. В интерьере храма великолепны готические своды с нервюрами, образующими сложный звездчатый узор. Просто не мог ими налюбоваться!



В центральном своде сохранилось отверстие, через которое, возможно, проникал свет от окон бывшей некогда деревянной главки.

Еще снимки интерьеров.




Тут даже развернута небольшая музейная экспозиция.




Это дверь к винтовой лестнице правой башни лицевого фасада, ведущей к бойницам.


Общепринятая датировка постройки храма — 1524 г. Однако есть основания считать церковь более старой. Во время ремонта в ХIХ в. «было откапываемо множество больших камней, под которыми были следы мертвых тел; на некоторых камнях были обозначены, едва заметно, славянскими буквами годы от создания мира; так, на одном удалось разобрать год от Р.Х. 1489 и надпись: Христов раб иерей Авраам»,— указывал в «Литовских епархиальных ведомостях» за 1873 г. священник Лев Савицкий, Это позволяет предполагать наличие на том же месте более старой деревянной или каменной церкви.

Известен фундатор (ктитор) храма, коим был местный шляхтич Шимко Мацкевич. Пан Шимко помимо спонсирования стройки выделил храму изрядное количество земли: церковные наделы находились в 13-ти урочищах и ежегодно засевались 25-ю бочками ржи, а с покосов собирали каждый год 300 возов сена. Пользовался храм, по милости ктитора, и правом «дарового млива без черги» на близлежащей водяной мельнице, рыбными ловлями, а священника и его прислугу должны были перевозить через реку бесплатно. Взамен каждый четверг следовало петь молебен о самом Шимке и его «прирожоных». Сколь усердно исполнялась воля ктитора — неизвестно, но уже с ХVII в. церковные земли расхищались, и священникам приходилось обращаться с жалобами по начальству. Позже церковь несколько раз подвергалась разорению от казаков, особенно серьезному в 1656 г. В 1706 г. войска Карла XII по его приказу подвергли церковь обстрелу, после чего она долгое время пребывала в запустении.

В униатский период отторгнутая от православия паства вынуждена была лицезреть здесь икону Иоасафата Кунцевича — фанатичного поборника унии, миссионерство которого вызвало Могилевское восстание. Помещик-католик Казимир Костровицкий отобрал у церкви все земли и даже приказывал разгонять народ, собиравшийся по воскресным дням для молитвы. Храм ветшал.

В 1804 г. его посетил император Александр I по пути из Вильны в Гродно. Подивившись необычному виду церкви, он приказал произвести ее ремонт. Но дело затянулось на десятилетия. Уже после воссоединения униатов с Православной Церковью на Полоцком соборе 1839 г. был произведён ремонт на бюджетные средства. После чего храм заново освятили.
До 1923 г. церковь в Мурованке действовала как православная, затем польские власти изгнали местную общину и передали храм католикам. Костелом он оставался до 1939 г., затем пришёл в запустение. После WW2 здесь находился, как вы, наверное, уже догадались, зерносклад.
В 1989 г. церковь возвратили православным.
Как правило, описанием этих двух церквей рассказ про оборонные православные церкви Беларуси/ВКЛ и заканчивается. Но мы пойдем немного дальше.

ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Польша, Подляское воеводство, Супрасльский Благовещенский монастырь


Построена в 1503-1511 гг., являлась западным форпостом православия. Подробный рассказ о храме и монастыре в очерке автора . Здесь только напомню, что городок Супрасль находится всего в 30-ти км. от границы с РБ и в 70 км. от Гродно; он вместе с Белостокской областью БССР был передан Отцом народов Польше 20 сентября 1944 г.
Перед нами все тот же «чернорусский мотив», особенностью можно считать присутствие пятой башни, которая должна символизировать центральный купол.

К перечисленному надо добавить ныне не существующую ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА в Бресте.
Ее разобрали в 1837 г., когда на месте старого Берестья началось строительство Брестской крепости. Это был кафедральный храм епископа Владимирского и Берестейского, первое упоминание о нем относится к 1390 г. при даровании городу Магдебургского права. Сохранилось несколько его изображений. На гравюре Эрика Дальберга «Осада Бреста шведами в 1657 г.» присутствует хорошо знакомый силуэт сакральной постройки с 4-мя угловыми башнями.


В визитационной книге брестских церквей XVIII в. церковь Святого Николая изображена с двумя башнями на фасаде. Ее трехмерная модель была выполнена студентами БПИ.

источник

Вот такие замечательные церкви созидались под крылом Черного ангела . Они гармонично сочетают, казалось бы, несовместимые готику и византийство. Традиции и каноны сложившегося на Руси православного храмостроения с архитектурой Запада.
Кстати, ангел на гербе Новогрудка — это сам Архистратиг Михаил в черном одеянии, с черными же мечом в деснице и весами в шуйце своей. «...С начертаньем белый камень/Мне вручил Архистратиг. /И сказал: “Венчайся белым/Твердокаменным венцом,/Будь убог и темен телом,/Светел духом и лицом"» (Н.Клюев).

Он еще и покровитель народа еврейского. Большая синагога (1642 г. постройки) в г. Слониме — райцентре Гродненской области уже много лет стоит в окружении глухого забора и постепенно разрушается. При советах в ней, ясно дело, размещался склад.


Обратите внимание на ее фасад. Здесь явно присутствуют черты оборонного зодчества. Толщина стен 1,7 м, нижний ярус с окнами-бойницами, который хорошо виден на старых снимках. В ней, как говорят, даже стенная роспись сохранилась. Ходил я долго вокруг этого забора, будь помоложе — точно бы забрался в здание ради нескольких снимков. А сейчас приходится довольствоваться тем, что найдено в сети.


Ну и в завершение приведу знаменитый ракурс Слонима, его «визитную карточку». Это к теме не относится, но сюжет тоже в своем роде «готичный».


Авторские снимки июль 2019 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments