Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Чернорусский мотив в песне вереска, в песне ракит



БЕЛАРУСЬ МНОГОЦВЕТНАЯ
Много раз задавал себе вопрос, почему Беларусь «белая»?
С середины XIV в. «Белой Русью» назвали северо-восточные русские земли. Видимо, по городу Белоозеро, где, согласно «Повести временных лет», правил Синеус, брат Рюрика. Иоанн III в своем титуле нарек Белой Россией Московское государство: «...исчисляя въ титулѣ своемъ всѣ особенныя владѣнія Государства Московскаго, Іоаннъ наименовалъ оное Бѣлою Россіею, то есть, великою или древнею, по смыслу сего слова въ языкахъ Восточныхъ» (Карамзин. История государства Российского, т. VI, гл. 7).

Название это «поехало» на Запад, кажется, с середины XVI в., когда под Белой Русью понимали восточные, подвинско-поднепровские земли Великого княжества Литовского (ВКЛ). В книге «Историческiя свѣдѣнiя о примѣчательнѣйшихъ местахъ Бѣлоруссiи съ присовокупленiемъ и другихъ свѣдѣнiй, къ ней же относящихся» (1855, автор — историк и краевед, ген.-майор М.О. Без-Корнилович) указано, что Белая Русь — это от «белого лица, голубо-серых глаз и светлорусых волос у природных жителей и белой одежды, носимой крестьянами».
Как-то не убеждает. У меня немало родственников и друзей в этой замечательной стране, и все как на подбор темноволосые (или лысые).

Худ. И.Е. Репин. Белорус (1892)

Интересно, что в цитированном труде к Белой Руси отнесены Витебская и Могилевская губернии, а белорусами названы единственно «потомки кривичей». Остальное считается «прежней Литвой». Книга издана III Отделением Собств. Е.И.В. канцелярии, посему в отсутствии патриотизма ее автора упрекнуть уж никак нельзя. Да и этот пост вовсе не о политических/лингвистических препирательствах. А о том, что в Беларуси есть обширная историческая область, именуемая Черной Русью.


«Благодаря общности языка, культуры, народных обычаев населения трех географических районов — Белой Руси, Черной Руси и Литвы сложилась территория современной этнической Белоруссии» ,— пишет проф. Е.Е. Ширяев (Беларусь: Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах,— Мн., 1991).
Что же это за земля такая? Ответ находим у Д.И. Иловайского: «Гродно, Новгородок, Слоним и Волковыйск, как известно, принадлежали так наз. Черной Руси, которая составляла первую русскую область, вошедшую в состав великого княжения Литовского еще в первой половине XIII в.» . Любопытно, что этноним «черноруссы» упоминался даже в XIX в. (статистические таблицы А.Ф. Риттиха для МВД Российской империи 1864 г.).

Есть десяток версий происхождения названия Черной Руси. Две из них наиболее убедительные: «черная» она по количеству чащ и непроходимых лесов; в этих самих чащах скрывалось много «черных» людей, которые успешно избегали христианизации. Помимо этого, как кажется, существуют некие особенности того, что (кто?) называется «гением места». «Ибо нет места без духа» (Nullus enim locus sine genio est). Одним словом нужно все увидеть своими глазами.
Ниже отрывочное изложение авторских впечатлений от поездки по землям Черной Руси летом 2019 г.

ГРОДНО. КОЛОЖА
Гродно— очень симпатичный город на западе Беларуси, из которого за полчаса можно добраться до границы с Польшей, за сорок минут — до границы Литвы. Удивительно, но при такой географии именно тут сохранился единственный образец зодчества Черной Руси XII в. Это Борисоглебская церковь на высоком и обрывистом правом берегу Нёмана, которую называют Коложской или просто Коложей.




Она сохранилась не полностью. Из-за оседания вымываемого рекой грунта в 1853 г. обрушились южная и часть западной стены. Позже была утрачена южная апсида алтаря. От каменного сооружения 800-летней давности уцелела лишь половина церкви. Вторую возвели из дерева, предполагая, что ненадолго, в конце XIX в.

фотоснимок 1897 г.

В прошлом году завершился основной этап реставрации. К чести Минкульта РБ, удалось отказаться от варварской реконструкции с газосиликатными блоками в пользу рекомендаций международных экспертов. Деревянная фасадная стена была выровнена, заменили потолок, пол в алтарной части, обшивку фасада. Использовали термомодифицированную сосну и долговечный дуб.






Архитектура церкви не имеет аналогов в древнерусских княжествах. Это крестово-купольный храм, трехапсидный и шестистолпный. Наружные пилястры двухуступчатого профиля, со скругленными углами. Кладка стен выполнена из плинфы, использован и кирпич в декоративных целях. Фасады украшены вставками из отполированных гранитных и гнейсовых валунов подобранной цветовой гаммы (красные, коричневые, тёмно-малиновые, серо-зелёные, оливковые). Верхняя часть стен декорирована керамическими плитками, образующими кресты и иные узоры.






Интерьеры храма. Алтарная часть, иконостас.


На левой стене видны многочисленные кувшины-голосники, вмурованные в кладку и улучшающие акустику храма.


Образ Коложской иконы Божией Матери, главной святыни Гродненского края (престольный праздник 25 мая).


Ее оригинал был вывезен в Россию в 1914 г. и утрачен в связи с известными событиями. Это точный и единственный известный исторический список иконы XVI в., сделанный в нач. XX в. Его в конце 2018 г. случайно обнаружили на одном из антикварных аукционов в Германии. Икону удалось приобрести. Одна из версий гласит, что именно этот список был вручен императору Николаю II во время его визита в Гродно.

Часть пола покрыта стеклом: под ним можно рассмотреть фундамент и остатки некогда утраченной колонны храма.


В церкви находится фрагмент мозаичной композиции из разрушенного собора св. Александра Невского в Варшаве (см. очерк автора). Как он здесь оказался?


Удалось выяснить, что это часть композиции Васнецова «О тебе радуется…», на нем изображены лики прпп. Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нестора Летописца. Был передан в конце 2016 г. из музея костела Преображения Господня г. Новогрудка (этот костел справа на фото в заголовке).

Коложская церковь, современница событий «Слова о полку Игореве» и крестовых походов Ричарда Львиное Сердце, была возведена во время гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166 г., второй — в 1170 г.) и освящена в честь их небесных покровителей. Точная дата вряд ли будет установлена.

В XIII в. Черная Русь оказалась в составе ВКЛ. Род Всеволодковичей короткое время продолжал править в качестве вассалов литовских князей, а затем Гродно, ставший форпостом на границе с Тевтонским орденом, перешел под управление наместника Великого князя литовского.
Есть интересная версия происхождения названия Коложа. Согласно Псковской летописи 5 февраля 1406 г. «Князь Витовтъ Литовскiй повоева волость Псковскую, и городъ Коложе взя <...>, оныхъ изсѣче, а иныхъ поведе в свою землю, а всего полону взяша 11 000 мужей женъ и детѣй» . Пленных коложан поселили в Гродно, где Борисоглебская церковь благодаря новым прихожанам стала Коложской. Вместо разоренного Коложе псковичи построили новую крепость на реке Великой, названную Опочкой. Топоним Коложе на Псковщине тоже сохранился — озеро и городище в Опочецком районе. Мир, как известно, тесен.
Впрочем, другие исследователи возводят название к слову «коложань», означавшему место, где бьют родники.

Деревянная скульптура Витовта (2010 г.). находится неподалеку на Замковой ул. Мне очень нравится ракурс, где князь сливается с кроной дерева.


Витовт с грустью смотрит на проводимую реконструкцию заложенного им Старого замка с пятью башнями. Но это другая история, о которой даже не хочется вспоминать.

КНЯЗЬ ДАВИД, КОМЕНДАНТ ГРОДНЕНСКИЙ
Возле Коложской церкви стоит памятник в виде камня с плохо читаемой надписью. Фотографировать его тоже непросто из-за неудачного освещения.


Текст надписи гласит: ДАВЫДУ ГАРАДЗЕНСКАМУ (каля 1283-1326), далее привожу в переводе: «Прославленному защитнику Гродно от нашествия крестоносцев от благодарных потомков».
Валун, послуживший заготовкой монумента, был найден в земле рядом с Коложей. По преданию у ее стен, несмотря на свое язычество, был похоронен князь Давид — государственный деятель и полководец ВКЛ, один из главных военачальников Великого князя литовского Гедимина. Не потерпевший ни одного поражения в битвах с рыцарями Тевтонского Ордена.

Признаюсь, мне не было известно это имя. Википедия тоже мало знает о нем. В изучение истории его жизни я погрузился с огромным интересом, и, поверьте, «Игра престолов» здесь отдыхает. Читаешь, к примеру, Псковскую летопись за 1323 г.:
«Тоежъ осени избиша Нѣмцы Псковичь на миру, и гостю на езерѣ, и ловцевъ на Наровѣ, и берег Черемескъ взяша, и послаша Псковичи к Давыду Князю въ Литву, и Давыдъ Князь приѣха на Сыропустной недели... И ѣха Князь Давыдъ со Псковичи за Нарову, и плѣни землю ихъ и до Колывани».
Получается, что Давида Гродненского приглашали во Псков, как военспеца по борьбе с крестоносцами! И он доверие оправдывал. Что не удивительно, если знать родословную князя — сына Довмонта Псковского, правнука Александра Невского.

Худ. Дм. Ивановский (1957-2013). Давид Гродненский

Отец Давида — Довмонт, во крещении Тимофей (? -1299) псковский князь, происходивший из ВКЛ, правивший во Пскове с 1266 по 1299 гг. В исторических хрониках отмечается как «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти». Довмонт причислен православной церковью к лику святых. Второй его женой была внучка Александра Невского княжна Мария Дмитриевна, которая родила ему сына — Давида.

Давид жил в Пскове до 17 лет, когда мор унес отца, а мать приняла монашеский постриг с именем Марфа. Ему остался титул князя Нальшанского, поэтому юноша отправился в родовые земли, предстал перед будущим владыкой ВКЛ князем Гедимином (1275-1341) и предложил ему дружбу и меч.
Гедимин охотно принял и то, и другое, назначил его кастеляном (комендантом) замка в важнейшем городе Гродно. Должность налагала большую ответственность.

Крестоносцы пытались захватить Гродненский замок в 1305, 1306 и 1311 гг. В правление Давида (1312-1326 гг.) рыцари не отваживались нападать на город. Впервые Давид упоминается в Chronicon terrae Prussiae под 1314 г., как руководитель обороны Новогрудка во время осады города тевтонцами.


В те времена дело редко доходило до больших сражений, так как в городах и замках было сложно прокормить войско. Короткие вылазки на территорию Литвы имели даже свое название — «рейзы», и совершались они силами кадровых войск Ордена и «гостей»-крестоносцев. Внешне рейзы выглядели грабительскими набегами с целью наживы. Однако это был один из основных способов ведения войны, зачастую более эффективный чем сражения или осады. Систематическое разорение территорий язычников проводилось, пока те не покорятся ордену.
Давид Гродненский платил врагу «той же монетой». В 1319 г. он возглавлял поход на Пруссию, в 1323 г. — на Добжиньскую землю. В том же году дважды помог Пскову в борьбе с датчанами и ливонскими рыцарями, вместе с псковитянами совершил опустошительный поход в Эстляндию (будучи избран псковским князем, Давид все же оставался в ВКЛ у Гедимина).
Первый историограф ВКЛ Мацей Стрыйковский писал, что Гедимин окружил Давида большими почестями, выдал за него свою старшую дочь (по легенде ее звали Бирута, во крещении Мария) и дал в лен особый удел.

Рыцари Ордена, видя в Давиде своего наиболее опасного врага и не имея сил уничтожить его, напали на его дом. В марте 1324 г. три немецких рыцаря, имея при себе более 600 воинов, тайно прошли к поместью Давида и сожгли его, возможно, убив при этом его семью.
В ответ на это князь Давид нанёс поражение рыцарям в Мазовии, а в 1326 г. он с небольшим числом воинов (1.200 всадников и отряд союзного польского войска) совершает поход на Бранденбург. Соединенное войско дошло до Франкфурта, проникнув в самый центр Германии.
Во время этого похода на Бранденбургскую марку (маркграфство) Давид погиб. Убийца пришел к нему, «притворяясь другом язычников» [Dusb, III, 361].

В 2018 г. в Гродно установили новый памятник князю Давиду (ск. Сергей Оганов). У подножия изображен замок Гродно времен ВКЛ, который герой защищал от тевтонцев. С обратной стороны — Коложская церковь, возле которой он был похоронен. В правой руке Давид держит меч, а в левой — латунный крест, смысл коего в шуйце язычника непонятен.


НОВОГРУДОК. ЧЕРНЫЙ АНГЕЛ
Этот небольшой город (29 тыс. чел.), нынешний райцентр Гродненской области является сердцем Черной Руси. Его древнерусское название Новъгородокъ, и он был первой столицей ВКЛ. Миндовг (1195-1263), основатель династии литовских князей был приглашен на княжение боярами Новогрудка, ставшего центром его владений. Здесь он был в 1253 г. коронован как «король Литвы» (впоследствии из-за возврата в язычество стал именоваться Вел. князем литовским).
О Новогрудке, лежащем на холмах на высшей точке Беларуси (323 м.), можно рассказывать очень долго. Приведу несколько снимков, передающих, как кажется, «ауру места».

Развалины замка Миндовга.


Он был построен в середине XIII в., окончательный вид приобрел в XVI в. Являлся резиденцией Вел. князей ВКЛ. Был разрушен российскими войсками во время войны России и Речи Посполитой в 1654-1667 гг. Довершили разрушение замка шведы во время Северной войны. Cохранились руины двух башен: слева — Центральная или Щитовая, справа — Костельная.


«Курган бессмертия» на месте Малого замка. Насыпан в честь Адама Мицкевича, который провел в Новогрудке свои детские и юношеские годы.


Фарный костел Преображения Господня.


Был заложен в 1395 г. князем Витовтом на месте языческого капища. В первой половине ХVІІ в. был перестроен в камне. Памятник «сарматского» барокко, для которого характерен аскетичный облик храмов, подобных крепостям.
В 1422 г. здесь состоялось венчание 73-летнего польского короля Ягайло и 16-летней княжны Софьи Гольшанской. Молодая жена родила королю сына и стала родоначальницей королевской династии Ягеллонов, правивших в Польше, ВКЛ, Швеции, Чехии и Венгрии около 200 лет. Напомню: Ягайло Ольгердович полу-литвин, полу-русский, его мать — княжна Иулиания Тверская; Витовт свою единственную дочь выдал замуж за Вел. князя московского и владимирского Василия I Дмитриевича. Мир очень-очень тесен.

Борисоглебская церковь. Самый древний каменный храм Новогрудка, основан во второй половине ХII в. С 1317 г. был кафедральным собором Литовско-Новогрудской православной митрополии, при нём существовал мужской монастырь. В 1519 и 1632 гг. храм почти полностью был перестроен, в нем появились черты оборонного зодчества, характерного для Черной Руси.


Самое большое разочарование — проведенная в 2010 г. ужасающе бездарная «реставрация» этого храма с добавлением золотых луковок и кокошников с шатрами. Так он выглядел до нее в 2008 г.

источник фото

Остается добавить, что на гербе Новогрудка изображен черный ангел. Вот он, «Гений места» Черной Руси.


Пора переиначить известную песенку. Как-то так:

Чёрный аист летит,
Над волной Чёрной Ганчи летит...





Продолжение следует.

Основные источники:
Андрей Павач. ПОД КРЫЛОМ КОЛОЖИ. КАРМАННАЯ ИСТОРИЯ ГРОДНО. Гродно,-ЮрСаПринт, 2014.
Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет. Сайт .

Авторские фотки 2019 г.; снимок черного аиста из сети
.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments