Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Category:

Неизвестный Родос - 2. Химера или Реликты итальянской оккупации

Часть 1. Асклипио


А море синей пеленой
Легло вокруг, как мощь и слава
Италии, как щит святой
Ее стариннейшего права.

А горы стынут в небесах,
Загадочны и незнакомы,
Там зреют молнии в лесах,
Там чутко притаились громы.

И, конь встающий на дыбы,
Народ поверил в правду света,
Вручая страшные судьбы
Рукам изнеженным поэта.
(Н.Гумилев. Ода д’Аннунцио)

ЗАБЫТАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Остров Родос после почти 4-х веков османского господства был в 1912 г. оккупирован итальянцами. Произошло это в ходе итало-турецкой «Триполитанской» войны 1911-1912 гг., по итогам которой Италия захватила Триполитанию и Киренаику (современная Ливия), а также весь архипелаг Додеканес, получивший наименование Isole Italiane del’Egeo.

Зачем ей это было нужно? Маленькая, но гордая Италия очень хотела вновь стать Римской империей.
Идея-фикс рассматривать Средиземное море, как внутреннее итальянское озеро («Mare Nostrum» - «наше море») родилась уже в первые годы после объединения Италии в XIX в.

Итальянский военно-морской десант на Родосе, май 1912 г. Слева - форт Св.Николая, источник

Эта забытая война разожгла национализм на Балканах, став детонатором Первой мировой. Родос оставался под итальянским владычеством до 1943 г., когда, после ареста Муссолини и капитуляции страны сюда пришли войска нацистской Германии.

Период администрирования потомков гордых римлян можно условно разделить на 2 части.

До 1936 г. губернатором Додеканеса был Марио Лага. Его правление называют «Золотым веком» Родоса: началось строительство жилых зданий весьма изящной архитектуры, дорог и мостов, модернизация сельского хозяйства, разведение лесов.
Были созданы новые виды промышленности (керамика, табак, текстиль), построены торговый порт Родоса и рынок. Сюда переехало несколько тысяч итальянских колонистов, главным образом с юга страны, ими были основан ряд поселений.

В 1936 г. Лага впал в немилость самого дуче и был заменен на Чезаре Мария де Векки, одного из лидеров фашистской партии и квадрумвира известного «марша на Рим» 1922 г.


Марио Лага (1878-1950), источник

Последний начал активно проводить «латинизацию» Додеканеса. Итальянский с 1937 г. был назначен единственным официальным языком, греческий язык и православная церковь оказались в опале, греческие газеты были запрещены.

В наибольшей степени амбиции де Векки воплотились в «восстановлении» Дворца Великих Магистров,
пребывавшего в полуразрушенном состоянии после взрыва в 1865 г. османского пороха в подвале соседней церкви. Это громадное здание шириной 75 и длиной 80 м. занимает самую высокую точку Старого города Родоса


Внешне реконструкция следовала историческому образцу. Но теперь дворец предназначался для резиденции итальянского короля Виктора Эммануила III, а также – Бенито Муссолини (его имя до сих пор высечено на памятной табличке у входа).


Планировка внутренних помещений, их убранство были полностью изменены, в ходе раскопов при строительстве был уничтожен ценнейший исторический материал, по меньшей мере 24-х веков.

Внутренний двор Дворца. Статуи позднеэллинистической эпохи с острова Кос установлены итальянцами


Зал с колоннадами. В центре мозаичный пол раннехристианской эпохи (V в.) из притвора церкви с о. Кос

Тем не менее, масштабы проделанного впечатляют, и поток туристов сюда не ослабевает.

Итальянский период ознаменовался и откровенной мерзостью. Был разграблен и подожжен православный монастырь Св. Филимона в дер. Арнифа. Начались преследование и депортация евреев.

В 1947 г. Додеканес был возвращён Греции. Практически все итальянские колонисты были вынуждены вернуться на родину, оставив полупустыми свои поселения.
Самое удивительное, что несколько таких поселений дошли в неизменном состоянии до наших дней.

ЭЛЕУСА (КАМПОЧИАРО)
Заброшенный поселок Элеуса (Ελεούσα) находится в 40 км. от города Родос, у подножия покрытого соснами и кипарисами горного массива Профитис Илиас, названного в честь библейского Пророка Илии. Он был построен переселенцами из провинций Трентино-Южный Тироль в 1935-1936 г., как сельскохозяйственная колония и назывался Кампочиаро.


Каждый прибывший сюда получал дом с земельными участком. Здесь были католическая церковь, школа, Каса-дель-Фашио (что-то вроде райкома фашпартии), коммунальные услуги, медобслуживания, магазины и даже кино. Все эти здания группировались вокруг прямоугольной площади.





Сейчас тут всё разрушается, за исключением церкви, которая была преобразована в православную и переосвящена в честь иконы Богородицы Агиа Елеуса («Умиление»). Церковь была закрыта, зайти в нее не удалось


Надо сказать, что все постройки были выполнены очень добротно.








В 1947 г. их использовал греческий врач Эмманул Г. Костаридис для туберкулезного санатория, который просуществовал до 1970 г. Об этом повествует мемориальная доска.


А неподалеку от деревни сохранился даже действующий фонтан.


Круглый пруд являлся частью ирригационных сооружений и, кажется, используется в таком качестве поныне. При итальянцах тут функционировала даже небольшая ГЭС.
Кажется, именно в гидротехнике они преуспели более всего. 40-километровый водопровод от источника «Нимфа» до сих пор питает город Родос, а вот эти чудеса инженерной мысли в местечке Семь источников (Επτά Πηγές), предназначенные для водоснабжения близлежащих воинских гарнизонов, теперь используются, как туристский аттракцион.

ДАЧА МУССОЛИНИ
От Элеусы узкая дорога через густой хвойный лес поднимается по склонам Профитис Илиас. Здесь едва ли не самые красивые места на Родосе и фантастический горный воздух. Его не омрачает даже аромат драконовых лилий Dracunculus Vulg. (кто знает, что это такое, тот меня поймет). Они тут здоровенные, высотой под 2 м., таких нигде больше не встречал.


Прямо под господствующей вершиной Профитис Илиас (798 м.) находится одноименный поселок. Здесь сразу бросаются в глаза два больших отеля в альпийском стиле «Элафос» и «Элафина» (олень и олениха – символы Родоса). Они были построены итальянцами в 1929-1932 гг. «Элафос» был недавно обновлен и используется по назначению.




Его подруге повезло меньше. Крепкое и красивое здание в настоящее время необитаемо и понемногу разрушается.




Рядом находится скромная греческая церковь, посвященная Св. Пророку Илии. Ежегодно 19 июля проводится народный праздник в честь небесного покровителя этих мест.





Явилась колесница огненная и кони огненные, и <...> понесся Илия в вихре на небо (4 Цар. 2:11)

Самый интересный объект находится в 100 м выше по склону. Его здесь все называют «Дача Муссолини», хотя до сих пор нет точной информации, удостоил ли хоть раз дуче дачу своим посещением. Построил её все тот же губернатор де Векки.

Вот так дача выглядит снизу.


Поднимаемся по полуразрушенной вырубленной в скале лестнице справа. Вот она вблизи, вход открыт.



Заглянем внутрь




Тут везде царит мерзость запустения. Хотя за 70 лет разрушения не столь велики, как можно было бы ожидать. Всё было построено очень основательно, в доме можно безбоязненно ходить даже по деревянному балкону. С него открывается фантастический вид на склоны гор и Эгейское побережье


Поднимемся еще на этаж выше.




Далее - крыша, забраться на которую я как-то не рискнул.


Дорожка направо от дачи Муссолини ведет к еще одному заброшенному объекту.


Это бывшая итальянская католическая церковь.


Из разговора с местными удалось выяснить, что она была посвящена Св. Великомученику Георгию Победоносцу. В описаниях иногда указывают Пророка Илию, скорее всего, это ошибочное прочтение статьи Profitis Ilias (Rhodes) в британской ВИКИ.

ХИМЕРА
Очень необычно скульптурное изображение над входом в заброшенную итальянскую церковь.


Кто это? Святой Георгий, сюжет «Чудо о змие»?! Но он изображается с копьем в руке, а не с мечом. Его меч – Аскалон – упоминается в некоторых легендах, но что-то не припомню его в иконографии и в геральдике.

И поражаемая им тварь выглядит весьма странно. Это явно не змей и не дракон.
Давайте, рассмотрим ее подробнее. Крупным планом изображение горельефа приведено в заголовке поста.

Подсказку являет хвост монстра в виде змеи, которая кусает ногу коня под нашим героем.
Это, скорее всего, Химера — персонаж греческой и римской мифологии, порождение Тифона и Ехидны, чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом, увенчанным головой змеи. Основная голова, правда, больше похожа на кабанью… но, нечто подобное встречается на античных артефактах.


Если это так, то герой, поражающий тварь – Беллерофонт, а не Св. Георгий. Как мог попасть персонаж языческой мифологии на фасад христианского храма – неясно. Вопросы, вопросы…

Впрочем, появление Химеры тут весьма кстати и помогает осмыслить увиденное.

Химера — нечто невозможное, несочетаемое.
Согласно теории Льва Гумилева, «этническая химера» возникает в зоне активного противостояния двух несовместимых этносов.
Похоже, на Родосе мы наблюдаем ее последствия — греки, будто брезгуют всем тем, что напоминает об итальянской оккупации. Здания не используются, но и не разрушаются специально (у нас бы всё просто разворовали за год-два).

История, наряду с химероборцами, знает любителей и ценителей этих созданий.

«Я всегда жил против всего и против всех — не только в итальянском Фьюме, — утверждая, подтверждая и прославляя сам себя. Я играл с судьбой, с событиями, со жребиями, со сфинксами и химерами», - эти слова принадлежат легендарному Габриэле д’Аннунцио (1863-1938) - прославленному поэту, декаденту, экстравагантному эстету, журналисту, прозаику, драматургу и великому любовнику.
Уже в десятых годах прошлого века, по свидетельству Андрея Белого, его книги стояли на полках всех уважающих себя русских интеллигентов (источник цитаты).

Я не знаю, был ли этот забытый ныне герой на Родосе. Но д’Аннунцио абсолютно необходим для понимания источников и составных частей итальянской оккупации.

Николай Гумилев в 1915 г. пишет «Оду д’Аннунцио» по случаю его речи в Генуе в поддержку вступления Италии в войну на стороне Антанты. Цитата из этого стихотворения в заголовке поста, его строки кажутся пафосными и напыщенными, совсем не гумилевскими. Наверное, такую реакцию вызывали в ту пору повсеместно итальянские имперские амбиции.

О том, что было с д’Аннунцио потом, сегодня помнят немногие.
Игра с химерами привела к тому, что на шестом десятке лет наш герой стал боевым летчиком. Во время Первой мировой он бомбил Вену (первая в истории авиабомбежка столицы вражеского государства), потерял глаз при неудачном приземлении.


12 сентября 1919 г. Габриеле д’Аннунцио, недовольный тем, что часть «исконно итальянской» территории передается молодому Королевству сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия), во главе горстки энтузиастов захватил город Фьюме (Фиуме). Он настаивал на том, чтобы Италия аннексировала Фиуме, но правительство не пошло на такой шаг. Напротив, Италия под давлением союзников вынуждена была объявить Фиуме морскую и сухопутную блокаду.

Фазан красив, ума не унции.
Фиуме спьяну взял д’Аннунцио.


Так отреагировал на это событие Маяковский. Это несправедливо: д’Аннунцио совсем не пил (правда, баловался кокаином). Его опьянение было другого, высшего порядка.

В годовщину захвата д’Аннунцио провозгласил Фиуме независимым государством, утвердил конституцию, проект которой написал лично, в стихах и поднял над городом государственный флаг с девизом «Quis contra nos» (Кто против нас?!). Пост министра культуры «Республики Красоты», как называл свое государство сам д’Аннунцио, согласился занять великий дирижер Артуро Тосканини.

В конце концов д’Аннунцио объявил Италии войну, однако, после обстрела итальянским флотом 30 декабря 1920 г. сдал город. Итальянское правительство вынудило Д’Аннунцио с достоинством удалиться оттуда, сохранив лицо.

Потом сюда пришли войска Муссолини.

Сегодня Фиуме носит имя Риека и принадлежит Хорватии. Химеры, как правило, долго не живут. Игроки с судьбой, жребиями и событиями ни хорватам, ни грекам, уж точно не нужны.

Авторские фото начала июня 2014 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments