Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Category:

Храм-памятник Императору Александру III



ГДЕ ЭТО, И ЧТО С НИМ СТАЛО?
В нынешнем году исполнится 120 лет со дня кончины Императора Александра III (1845 - 1894), вошедшего в отечественную историографию, как Миротворец. Скорее всего, круглая дата мало кем будет замечена, как и 150-летие отмены крепостного права 3 года назад. Тогда автор провел небольшую ревизию состояния петербургских монументов Царю-Освободителю Александру II. Результаты оказались не слишком утешительными .

С памятниками Александру III все еще более грустно.
Шедевр Паоло Трубецкого, кажется, обречен на вечную стоянку у Мраморного дворца. Можно долго ёрничать про «комоды-бегемоты», но, вспомним надпись на его пьедестале: «Державному основателю Великаго Сибирскаго пути». Соответственно, его место - у Николаевского (Московского) вокзала, откуда этот путь начинался. Да и сам облик Знаменской площади площади в эпоху до исторического материализма был куда более симпатичен, нежели сегодняшний.

Торжественное открытие памятника Императору Александру III на Знаменской площади в присутствии Императорской фамилии, двора, духовенства и войск 28 мая 1909 г.

Между тем, в Петербурге существовал еще один необычный памятник Царю - Миротворцу (фото в заголовке поста). Думаю, далеко не все петербуржцы знают о нем и определят местонахождение некогда одной из красивейших городских построек.

ХРАМ СВ.БЛАГОВЕРНОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПРИ УЧИЛИЩНОМ СОВЕТЕ СИНОДА
Император Александр III скончался в Ливадии (Крым) 20 октября (1 ноября) 1894 г.
В честь почившего монарха 31 января 1895 г. состоялось заседание Святейшего Синода. На нем было принято решение соорудить в память об Александре III храм во имя Св. благоверного князя Александра Невского с образцовой церковно-приходской школой при нем для мальчиков и девочек, а также учредить капитал имени покойного Императора с целью выдачи процентов с него для пособий учащимся.

Для строительства комплекса использовали принадлежавший Синоду земельный участок на Кабинетской улице между 1-ой Петербургской гимназией и Синодальной типографией. 14 июня 1898 г. архиепископ Новгородский Гурий, председатель Училищного совета Синода, заложил здание с пятиглавым храмом.

Автором его проекта был академик архитектуры Александр Никанорович Померанцев (1849—1918), один из ярчайших мастеров русского стиля позднего периода эклектики.

В этом году исполнится 165 лет со дня рождения этого замечательного архитектора, среди построек которого в Санкт-Петербурге - Народный дом Императора Николая II, особняк И.В.Спиридонова («Дворец Малютка») на Фурштатской, а также Верхние торговые ряды (ГУМ) в Москве, соборы в Софии (Болгария), в Цетинье (Черногория).

Храм был освящён 17 января 1901 г., а 1 сентября того же года открыли и школу.
Одновременно было принято решение расширить здание для размещения Училищного совета. Это учреждение заведовало огромной сетью церковно-приходских школ – любимым детищем обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева. Оно включало в себя собственно Совет, канцелярию, музей, библиотеку, кабинет учебных пособий, издательство и книжный склад для хранения трех миллионов учебников.



Фасад здания, стилизованный под русскую архитектуру XVII столетия, был отделан желтым радомским песчаником и изразцами и украшен великолепными мозаиками. «Особенное же внимание обращают на себя образа, находящиеся на фасаде же, исполненные по эскизам академика Новоскольцева в мозаичной мастерской Фролова»- писал журнал «Строитель» в 1901 г.

Первая в России частная мозаичная мастерская была основана отцом и сыновьями Фроловыми в 1890 г. Наивысшего расцвета достигла под руководством Владимира Александровича Фролова (1874-1942), младшего сына основателя мастерской, возглавившего ее в 1900 г. Фроловы – главный русский мозаичный бренд, к числу их творений относятся мозаики Спаса-на-крови, на фасадах музея А.В.Суворова и доходного дома Н.Н.Лейхтенбергского в СПб, соборов в Таллинне и Почаеве, церкви во Фленове (Талашкине) и др.

Среди прочих мозаик, выполненных мастерской Фролова на фасаде здания Храма-памятника, особо выделялось огромное мозаичное панно «Христос, благословляющий детей»

Сам храм имел отдельный вход, находился на третьем этаже здания и был двусветным со сводчатыми потолками, в плане подражая собору XIV в. в Борисоглебске. Роспись была выполнена в московском стиле по эскизам худ. А.В.Серебрякова (о нем мне ничего не удалось узнать, кроме того, что им была выполнена роспись собора в Новом Афоне).


Золоченый двухъярусный иконостас вырезали из липы в Черниговской губернии, образа исполнили в Москве иконописцы мастерской Н.М.Сафонова.

ВОТ ТАКОЕ КИНО
Дальше все будет грустно. В 1918 г. новая власть передала здание, а через год и находящийся в нем храм, в ведение только что созданному Институту фотографии и фототехники (нынешнему Университету кино и телевидения). Храм был закрыт в 1919 г., а в 1947-1948 гг. весь замечательный памятник церковного зодчества был безжалостно изуродован при внутренней и внешней переделке.
Сегодняшний адрес здания – ул.Правды, 13. Его современный вид




Решетка балкона. Кажется, в ее узор вписан вензель Александра III.


Окна с каменными наличниками, украшенными майоликой. Судя по силуэтам пятен, здесь ранее были изображения двуглавых орлов.


Ворота с декоративной решеткой в левом крыле здания. Справа - окно 3-го этажа (помещение храма).

На этом месте была бронзовая мемориальная доска о постройке храма в память Александра III.


А эту доску установила осквернившая храм и искалечившая здание соввласть, в память 30-летия себя любимой.


Самое интересное мы наблюдаем в огромном арочном проеме фасада над входом в бывший храм. Здесь все мозаики были замазаны толстым слоем штукатурки. Но, поскольку она осыпалась, изображение Христа, благословляющего детей, проступало вновь и вновь. Кажется в 1954 г. проем заделали особыми листами. В левой части проема сквозь них изображение проступает и сейчас.


Над проемом вверху были четыре иконы с изображениями святых — покровителей Августейшей семьи. Два образа можно рассмотреть из-за осыпавшейся штукатурки. Если не ошибаюсь, это Св. мч. царица Александра Римская и Св. равноап. Мария Магдалина.


В этом окне когда-то был витраж


А это все, что осталось от колокольни.


Собственно, в воздухе витает вопрос, а что мешает сегодня, если не восстановить храм, то хотя бы расчистить мозаичные изображения? Но... «реставрация здания, несмотря на предложения некоторых инициативных групп, на данный момент не предполагается» (источник).

Наверное, каждая эпоха оставляет по себе особые памятники. Нынешние присутствуют здесь же рядом.




Фото в заголовке поста и снимок Знаменской площади утащены у несравненного humus. Авторские фото апреля 2014 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments