Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Categories:

Трамвай на Улице жизни

К 70-ЛЕТИЮ ПОЛНОГО СНЯТИЯ БЛОКАДЫ


А муза не шагает в ногу, —
Как в сказке, своевольной дурочкой
Идет на похороны с дудочкой,
На свадьбе — плачет у порога.

Она, на выдумки искусница,
Поет под грохот артобстрела
О том, что бабочка-капустница
В окно трамвая залетела,

О том, что заросли картошками
На поле Марсовом зенитки
И под дождями и бомбежками
И те и эти не в убытке.

О том, что в амбразурах Зимнего
Дворца пустого — свиты гнезда
И только ласточкам одним в него
Влетать не страшно и не поздно,

И что легендами и травами
Зарос, как брошенная лира,
Мой город, осиянный славами,
Непобежденная Пальмира!
(Наталья Крандиевская, 1943)

О БЛОКАДНОМ ТРАМВАЕ
Посетил я в прошлое воскресенье реконструкцию "Улица Жизни" на Итальянской, где был воссоздан уголок блокадного Ленинграда.




Не могу сказать, что мне все тут понравилось, но проект, несомненно удался. Почти все экспонаты из музеев, подлинные. Очень много детей, а главное - неподдельный интерес всех присутствующих к тому, что было в нашем городе 70 лет назад.
Так что, зря велись дебаты об «игре в войнушку», «кощунстве» и т.д. Хотя в блокаду всё было, наверное, проще и страшнее.

Об блокадном трамвае хочется рассказать подробнее. Вот он, двухосный трудяга и боец, если не путаю, модели МС-2 («Моторный Стальной») - фото в заголовке.

Глядя на него, вспоминаются гумилевские строки: Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен…


Трамвай в нашем городе всегда был, больше чем трамвай. До прихода «эффективных менеджеров» в 1980-х гг. ленинградская трамвайная сеть была самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. Что стало потом, всем известно.

А накануне войны в 10 трамвайных парках и в других хозяйствах трамвая работало свыше 21 тыс. чел., из них 2800 вагоновожатых. Ежедневно по 42 маршрутам курсировало до 800 поездов (1644 вагона). Маршрутная сеть превышала 220 км, соединяла все районы так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок.
Ленинградский трамвай в предвоенном 1940 г. перевез 1 миллиард 200 миллионов чел. (!) источник. Вдумайтесь в эту цифру.

С началом войны почти весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. Остался единственный вид общественного транспорта – трамвай.

С июля по декабрь 1941 г. воинским частям было подано 2 тысячи трамвайных вагонов. В них перевезено четверть миллиона солдат и офицеров.
8 декабря 1941 г. трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электроэнергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы, можно было печь блокадный хлеб, освещать в госпиталях операционные столы, поддерживать связь.

Дежурный инженер Энергослужбы записал в своем журнале: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941г. Движение не возобновлялось». Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, так же как и ряд троллейбусов. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком.
Вот строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов».

Обледенелая дорожка
Посередине мостовой.
Свернёшь в сторонку хоть немножко, —
С сугробы ухнешь с головой,
Туда, где в снеговых подушках
Зимует пленником пурги
Троллейбус пестрый, как игрушка,
Как домик бабушки Яги.
В серебряном обледененьи
Его стекло и стенок дуб.
Ничком на кожаном сиденьи
Лежит давно замерзший труп.
А рядом, волоча салазки,
Заехав в этакую даль,
Прохожий косится с опаской
На быта мрачную деталь.
(Наталья Крандиевская)

Только 28 февраля 1942 г. было принято решение открыть с 10 марта грузовое трамвайное движение. К этому времени огромная работа была проведена по очистке города: каждый, кто трудился на производстве, после окончания смены должен был еще 2 часа убирать дворы и улицы. Каждый школьник и домохозяйка – не менее 6 часов.
С 27 марта и по 15 апреля были убраны миллионы квадратных метров городской территории, вывезено (в том числе и грузовым трамваем) около 1 млн. тонн мусора, нечистот и льда.

События, связанные с пуском трамвая 15 апреля 1942 г. многократно описаны в литературе. Вот как об этом вспоминал главный ленинградский трамвайщик Михаил Хрисанфович Сорока: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?

Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает ото всюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!»


Это был настоящий праздник — пуск трамвая в городе. Только за два дня его работы было перевезено более миллиона пассажиров.




Как же это удалось сделать?
Давайте, пройдем 300м. от экспозиции на Итальянской в сторону Цирка и Фонтанки.
Здесь находится одна очень подлинная и не пафосная достопримечательность - Тя́говая подста́нция № 11, известная как «Блокадная подстанция» (наб. Фонтанки, 3А). На нее подавалось электричество от Волховской ГЭС по кабелю, проложенному по дну Ладоги.


На здании размещается мемориальная доска:

«ПОДВИГУ ТРАМВАЙЩИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ПОСЛЕ СУРОВОЙ ЗИМЫ 1941—1942 ГОДА ЭТА ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ ДАЛА ЭНЕРГИЮ В СЕТЬ И ОБЕСПЕЧИЛА ДВИЖЕНИЕ ВОЗРОЖДЕННОГО ТРАМВАЯ».


Здесь посетителей и детей нет.
Более того, 10 дней назад доска таинственно исчезла. После того, как градозащитники и депутаты обратились к губернатору, она так же неожиданно вернулась на свое место.
К самому зданию подбираются уж давно. В конце 2010 г. Совет по сохранению культурного наследия СПб решил, что подстанции тут быть не должно, а будет «современное строение из стекла и бетона в 5 этажей».
Пройдите по указанной выше ссылке, весьма поучительно.

Спору нет, этот памятник конструктивизма (1920-е гг., арх. Р.Н.Коханова) «плохо вписывается» в окружающую застройку. Но, наверное, таким и должен быть памятник блокаде. Это слово само по себе некрасивое, неизящное. Не зря же сказал Маяковский:

Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада»....


А пока этого не произошло, очень хорошо, что сей объект многим режет глаза. Но на всякий случай советую бывать тут почаще, особенно по выходным и праздникам. Доска вполне может снова исчезнуть. Вместе со зданием.

Не хочется в такой замечательный день говорить о грустном. Как не хочется и коверкать название великого праздника.

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ С ДНЕМ ПОЛНОГО СНЯТИЯ БЛОКАДЫ!
И прежде всего тех, кто это пережил и выжил.
И мою маму Нину, которой исполнилось в прошлом году 90. Сегодня ее День ангела.
Рассказывать обо всем виденном она совсем не любит.

Блокадные стихи замечательного и незаслуженно забытого русского поэта Натальи Крандиевской читаем здесь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments