Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Владимир Высоцкий в Подгорице


Водой наполненные горсти
Ко рту спешили поднести -
Впрок пили воду черногорцы,
И жили впрок - до тридцати.

А умирать почетно было
От пуль и матовых клинков,
И уносить с собой в могилу
Двух-трех врагов, двух-трех врагов.

Пока в ружье курок не стерся,
Стрелял и с седел, и с колен, -
И в плен не брали черногорца -
Он просто не сдавался в плен.

А им прожить хотелось до ста,
До жизни жадным, - век с лихвой, -
В краю, где гор и неба вдосталь,
И моря тоже - с головой :

Шесть сотен тысяч равных порций
Воды живой в одной горсти...
Но проживали черногорцы
Свой долгий век - до тридцати.

И жены их водой помянут;
И спрячут их детей в горах
До той поры, пока не станут
Держать оружие в руках.

Беззвучно надевали траур,
И заливали очаги,
И молча лили слезы в траву,
Чтоб не услышали враги.

Чернели женщины от горя,
Как плодородная земля, -
За ними вслед чернели горы,
Себя огнем испепеля.

То было истинное мщенье -
Бессмысленно себя не жгут :
Людей и гор самосожженье -
Как несогласие и бунт.

И пять веков - как Божьи кары,
И местью сына за отца -
Пылали горные пожары
И черногорские сердца.

Цари менялись, царедворцы,
Но смерть в бою - всегда в чести, -                 
Не уважали черногорцы
Проживших больше тридцати.




ПАМЯТНИК НАД МОРАЧЕЙ
Подгорицу часто называют столицей Черногории. Это не так, столица — Цетинье, а Подгорица - «главный город», в коем находятся парламент и правительство страны. Сложно в таких тонкостях разобраться, равно как и в путаных здешних улицах, и просто фатальная невезуха в попытках пересечь город и пригороды в отсутствие навигатора. Автор имеет опыт нарезания тут кругов на арендованных авто. При этом кажется, что и genius loci Подгорицы не соответствует Черногории и имеет некие ташкентские черты.

Это особо ощущается, если едешь от албанской границы через Бар. Фантастические перевалы, серпантины и тоннели после бетонной дамбы на Скадарском озере вдруг превращаются в скучную плоскую равнину. В августе тут жара под 40, душно, пыль, вдоль шоссе бесчисленные лотки с местными длинными арбузами... Вот, наконец, и Подгорица — знаменитый мост Миллениум через речку с характерным названием Морача. Его уже не воспринимаешь... так, эмбрион вантового Обуховского моста в СПб. Но, вот — на берегу памятник, сразу узнаваемый. Это же он, Владимир Семенович, как всегда с гитарой! И как-то сразу на душе веселее.

Останавливаешься, фотографируешь, но вертикальное солнце бьет, как штыком, и сделать нормальный снимок совершенно невозможно.


Любимый наш актер и поэт стоит босой на невысоком пьедестале, у его подножия — череп. Металлическое обрамление, обелиска по-видимому, символизирует телеэкран, на нем слова на двух языках - сербском и русском.


Памятник этот, как я узнал позже, был даром Правительства Москвы. Он был открыт 30 октября 2004 г. в присутствии мэра города М. Мугоши и представителей московских властей. Присутствовал и сын поэта Никита Высоцкий, который обратился к жителям города со словами благодарности за сохраненную память об отце.

Автор скульптуры - Александр Таратынов, член- корреспондент РАХ, заслуженный художник РФ, который живет и работает в Голландии. Петербуржцам он знаком по дарованному Газпромом комплексу "Мини-город" в Александровском парке. Образ Высоцкого автору, несомненно, удался, и этот памятник, как говорят, стал одним из самых любимых в стране.
Что же связывает Высоцкого с Черногорией и ее главным городом?

ДВА ВИЗИТА В ЮГОСЛАВИЮ
Владимир Семенович был в Подгорице дважды – в августе 1974 и сентябре 1976 гг. Тогда она еще носила гордое имя Титоград, а Черногория звалась Социалистической республикой и входила в состав СФРЮ. Первый его приезд в Югославию был связан со съемками фильма «Окованные шоферы» (Okovani soferi, в советском прокате – «Единственная дорога»).
В основу фильма положены реальные события. Действие происходит в 1944 г. в Югославии. Высоцкий играл одного из шоферов-пленных, которых гитлеровцы приковали к рулям и сообщили партизанам, что бензовозы ведут пленные, и те не могут стрелять. Постановщиком фильма был режиссер Влад Попович. Для фильма Высоцким было написано три песни. Из них «В дорогу живо...» вошла в картину в авторском исполнении, «Расстрел горного эха» много раз исполнялся автором в концертах, записан на пластинке. Третья песня мало кому известна, вот ее начальные строки, которые как-то особенно трогательно звучат в дни юбилея их автора:

Если где-то в чужой, незнакомой ночи, ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю -
Не таись, не молчи, до меня докричи, докричи -
Я твой голос услышу, узнаю!


Из этих песен в окончательный вариант фильма вошла лишь одна.

Говорят, что сам фильм получился малоинтересным - не знаю, не смотрел. Но вот эти кадры из него вызывают лично у меня сильнейшую ностальгию (утащены отсюда и отсюда ).








Про съемки «Шоферов» Высоцкий рассказывал с большой долей иронии: « – Роль у меня без слов, без единого слова, но зато с песнями... Роль со смертью, чтобы, так, дней за пять, отсняться, умереть, спеть и закончить. Я под это дело съездил в Югославию. Снимали мы, значит, в Черногории, в очень интересных местах. Я написал там стихи о черногорцах, потому что мне лавры Пушкина не давали покоя...».
Это пронзительное стихотворение «Черногорские мотивы» приведено в заголовке поста.

Местом пребывания киногруппы был портовый городок Бар. Высоцкий и Влади жили неподалеку на островке Свети-Стефан. В тот год Высоцкому хорошо писалось. Он уходил со съемочной площадки сразу же после окончания работы - его ждали неоконченные стихи. Официальных выступлений в Югославии у Высоцкого не было, но в неофициальной обстановке он пел неоднократно.

В 1976 г. в Югославию впервые приехала с гастролями «Таганка». И блестяще выступила на белградском театральном фестивале БИТЕФ (Београдски Интернационални Театарски Фестивал), завоевав первый приз за спектакль «Гамлет», в котором бессменным исполнителем главной роли был Высоцкий.
Кроме «Гамлета» были еще «Десять дней, которые потрясли мир» и «А зори здесь тихие». Вот пример реакции мировой театральной прессы на эти спектакли («Нью-Йорк таймс»): «Имея в виду неодинаковое качество таганских спектаклей, один мудрый восточноеврoпеец сказал: «Если хочешь получить мясо, надо взять и кости». «Гамлет» - это мясо. Это ярчайшее театральное зрелище, содержащее к тому же политические намеки».

А так о фестивале потом рассказывал сам Владимир Семенович:

« - Этот БИТЕФ был самым представительным за все десятилетие, потому что он был юбилейным... Там были очень интересные и ответственные деятели и большие художники, такие, как Барро, например, который приезжал туда в жюри. Были представлены имена великих режиссеров, которые привезли свои спектакли. Среди них был, например, Брук. Был спектакль, поставленный самим Беккетом, был спектакль, который привез Вайда, был спектакль Уилсона и так далее.

Там было восемнадцать стран мира, театры со всех континентов абсолютно разных направлений - и авангард, и реалистические театры, - в основном, где есть имена режиссерские крупные... Там очень странно раздаются премии - там называются три спектакля. Это был «Гамлет», «Племя Ик» Брука и «Эйнштейн на пляже» Уилсона. Потом респектабельные господа долго, до пяти часов утра, спорили, кого писать первыми. Потому что, оказывается, кого первым напишешь, тот и занял первое место. Вот они судили-рядили и все-таки дали нам первую премию, назвали нас первыми. Так что мы приехали при премии. Нам, конечно, от этого ничего, только приятно».


Советскому официозу, по-видимому, это не было приятно, и он встретил триумфальный успех «Таганки» гробовым молчанием. Только через 3 года упоминание о международном успехе театра появилось в газете «Советская Белоруссия».

С пребыванием Высоцкого в Белграде в 1976г. связана еще и загадочная история съемок фильма «Гамлет на Саве», который позже куда-то исчез. О ней можно прочесть здесь .
На этой фотографии Владимир Семенович запечатлен с режиссером несостоявшегося фильма Радко Иличем.


Зато студия телевидения Подгорицы (Титограда) еще в 1974 г. выпустила фильм-передачу, посвященную Высоцкому. В ней впервые была исполнена песня «Расстрел горного эха» и единственный раз прочтено стихотворение «Черногорские мотивы».



Остается добавить, что больше Владимир Высоцкий в Югославии не был, не считая двух-трехчасового пребывания в Белграде весной 1977г. Мог ли он тогда предположить, что через 27 лет на этой земле ему будет поставлен памятник, который будет не только искренне любим местными жителями, но и радовать глаз и душу забредшим сюда соотечественникам...
Вот, такие бывают повороты судеб.

P.S. В 1987 г. в югославском городе Риека был спущен на воду танкер «Владимир Высоцкий», водоизмещением 16 тыс. тонн.

P.P.S. Нигде не могу найти источник четверостишия, запечатленного на памятнике в Подгорице:

Мне одного рожденья мало,
расти бы мне из двух корней...
Жаль, Черногория не стала
второю родиной моей!


Его приписывают последним к «Черногорским мотивам», но в авторском чтении этого произведения оно отсутствует. Буду благодарен высоцковедам за любую подсказку

Основные источники:
информация о пребывании В.Высоцкого в Югославии заимствована из статьи Марка Цыбульского;
сайт скульптора Александра Таратынова.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →