Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Category:

Петербургские адреса Авроры Карамзиной

В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ 110 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ АВРОРЫ КАРЛОВНЫ ШЕРНВАЛЬ ФОН ВАЛЛЕН - ДЕМИДОВОЙ-КАРАМЗИНОЙ (1808-1902)


Кто видел раз небесный сон,
Тому земные грёзы грубы, —
И на смерть роком обречён
Поцеловавший эти губы.
(Георгий Маслов. «Аврора»)

13 мая 1902 г. на вилле Хакасалми в Хельсинки скончалась Аврора Карамзина. Современница одновременно Пушкина и Маннергейма, она не дожила 3-х месяцев до 94-х лет. Смерть, в отличие от жизни, была к ней милосердна: она умерла во сне.
17 мая ее похоронили на кладбище Хиетаниеми. Гроб несли сыновья и внуки старых ее друзей. Флигель-адьютант гр. С.Д.Шереметьев возложил венок от Императора Николая II, статс-дама Е.А.Воронцова-Дашкова — венок от вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В газетах Финляндии и России были помещены некрологи. Вот строки одной из местных газет: «Она была помощью бедным, утешением страждущих, поддержкой молодых, примером для старых, и честью своей страны».

На ее могиле мраморный памятник. Скульптор Вилле Валлгрен (1855-1940) изваял две скорбящие фигуры, обнимающие лик усопшей.


Я не знаю смысла этой аллегории: может быть, это ангельская душа и бесчисленные беды, выпавшие на долю «Роковой Авроры». Трое любивших ее мужчин погибли вскоре после знакомства с ней; скоропостижно скончался ее единственный сын; один из кораблей, названный ее именем, был потоплен, другой навсегда остался символом гибели Российской Империи.
А может быть, это две ее родины — Финляндия и Россия. Финны до сих пор боготворят ту, которую знаменитый писатель З.Топелиус назвал «Доброй феей Хельсинки». Рядом с ж/д вокзалом столицы сразу две улицы носят ее имя: Aurorakatu и Karamzininkatu.

В Петербурге мы вряд ли увидим улицу Карамзиной. Но о ней написаны книги, стихи, исторические исследования и десятки блогов. В коих немало путаницы: «Живя в обширном демидовском дворце на Мойке, Аврора Карловна воздерживалась от устройства пышных приемов». Вот, не жила она никогда во дворце Г.А.Демидова на Мойке, и вообще он с 1830 г. сдавался Английскому клубу.

Настоящий пост — попытка систематизировать адреса, связанные с жизнью Авроры Карамзиной в нашем городе и посмотреть, что там находится сегодня. Тем, кто не знаком с ее биографией, могу рекомендовать книгу Н.В. Кривцова «Русская Финляндия».

ФРЕЙЛИНА ВЫСОЧАЙШЕГО ДВОРА
Первым достоверным адресом Авроры Шернваль фон Валлен в Петербурге следует, по-видимому, считать дом брата мужа ее сестры Эмилии И.А.Мусина-Пушкина на ул. Караванной (ныне д. 4). Здесь она поселилась в апреле 1832 г., приехав из Гельсингфорса, здесь петербургский свет начал называть их с сестрой «финляндскими звездами». 7 июля того же года она была представлена государю в Зимнем дворце и произвела на Николая I и его супругу Александру Федоровну самое благоприятное впечатление.

Худ. В.И.Гау. Портрет Авроры Демидовой

Осенью Аврора вместе с Эмилией и ее мужем В.А. Мусиным-Пушкиным выехала в Москву. Там в доме Елагиных она встретила постаревшего Александра Муханова, «синеглазого демона», любовь ее юности. Чувства вспыхнули вновь, к зиме 1833/34 гг. их брак был уже делом решенным. Свадьба должна была состояться в Гельсингфорсе 20 августа (ст.стиль) 1834 г. В самый день свадьбы Муханов скончался.

В феврале 1835 г. умерла ее младшая сестра Софи, тяжело заболела другая сестра Алина, и Аврора отправилась к родителям в Финляндию. Тогда же в дневниках ее современников впервые появляется фраза «Роковая Аврора».

Осенью 1835 г. приходит известие о ее назначении фрейлиной Высочайшего двора в свиту Александры Федоровны. К исполнению обязанностей фрейлины Аврора приступила с февраля 1836 г. Она получила комнату в Зимнем дворце, а также жалованье, лакея-ординарца и карету с кучером.
Императрица чувствовала к Авроре искреннюю симпатию, и это чувство было взаимным. Особо доверительные отношения сложились у нее с Вел. княжнами Марией и Ольгой.

Весной 1836 г. Аврора получает предложение руки и сердца от егермейстера Высочайшего двора Павла Демидова. Ольга Николаевна, уже будучи королевой Вюртембергской, писала в своих мемуарах: «Поль Демидов, богатый, но несимпатичный человек, хотел на ней жениться. Два раза она отказала ему, но это не смущало его, и он продолжал добиваться ее руки. Только после того, как «maman» поговорила с ней, она сдалась...».

ПАВЕЛ ДЕМИДОВ. СВАДЕБНЫЕ ПОДАРКИ
Павел Николаевич Демидов (1798-1840), промышленник и меценат, один из богатейших людей России и Европы, был старшим сыном Николая Никитича Демидова и Елизаветы Александровны, урожд. баронессы Строгановой. Образование получил в Париже в Наполеоновском лицее. Во время Отечественной войны 1812 г. юношей участвовал в Бородинском сражении в составе полка, сформированного на средства его отца. До 1827 г. был военным, затем перешел на госслужбу и четыре года был губернатором в Курске, где при эпидемии холеры на свои средства построил 4 больницы.
Среди его бесчисленных пожертвований следует отметить 500 тыс.руб. в 1829 г. на помощь вдовам и сиротам офицеров и солдат, за что он был пожалован в камергеры Двора Его Императорского Величества. В 1830 г. он учредил в Императорской Академии наук знаменитые Демидовские премии выдающимся русским ученым. Он был награжден орденами Св.Владимира 3-й ст и Св.Станислава 1-й ст. В 1834 г., став егермейстером Высочайшего двора, Демидов поселился в Петербурге.

В 36 лет Павел Николаевич был уже очень больным человеком. Он был высокого роста (185 см.), страдал от полноты и подагрических болей, был очень близорук. «Он большой, как башня», - писала своим родным сестра Авроры, Алина Шернваль.

Свадьба состоялась 21 ноября 1836 г. в Гельсингфорсе. Жених чувствовал себя настолько плохо, что при венчании его носили в кресле.
Утром Демидов подарил своей супруге шкатулку из золота и платины, а в ней уникальный алмаз «Санси» размером с голубиное яйцо. Этот алмаз имел многовековую историю и был когда-то талисманом герцога Карла Смелого.

Другим его подарком были два стоящих рядом дома на ул. Большой Морской.
Павел Николаевич купил их в апреле 1836 г.: один за 240 тыс.руб. у ген.-майора П.К.Эссена (современный д.43), второй (д.45) за 150 тыс.руб. у своего давнего знакомого архитектора О.Монферрана. Ему же была поручена основательная перестройка обоих домов, превратившая их в красивейшие особняки Петербурга.

А пока там шла реконструкция и отделка, супруги поселились в доме на Невском пр., 54 на углу М.Садовой. Дом этот принадлежал брату П.Н.Демидова Анатолию, жившему постоянно за границей. Согласно адресной книге 1837 г., Аврора Карловна Демидова проживала именно по этому адресу.
Как тогда выглядел этот дом, можно судить по знаменитой «Панораме Невского проспекта» В. Садовникова.


Потом супруги жили, в основном, за границей, где в октябре 1839 г. у них родился сын Павел. В марте 1840 г. П.Н. Демидов скоропостижно скончался.
Авроре Карловне с сыном остались в наследство два дома на Большой Морской. Уральские заводы, недвижимость в других губерниях и участок на В.О. между 4-й линией и Малой Невой остались в совместном владении с Анатолием Николаевичем Демидовым. В 1846 г. Аврора Демидова вышла замуж за Андрея Николаевича Карамзина - сына историка и писателя Николая Карамзина. Брак этот также оказался недолгим. С началом Крымской кампании А.Н. Карамзин ушел добровольцем в действующую армию и в 1854 г. погиб в бою.

Худ. Ф.Винтерхальтер. Аврора Карамзина с сыном Павлом (1849?)

БАЛ В ГЕЛЬСИНГФОРСЕ
В первые месяцы своего правления Император Александр II подписал указ о назначении Авроры Карловны кавалерственной дамой в штат Императрицы Марии Александровны. Монарх с супругой видели в ней дорогого и душевно близкого человека.
1 февраля 1862 г. в Палате гражданского суда Санкт-Петербурга была совершена запись, согласно которой она подарила сыну Павлу свою долю в домах на Большой Морской, а дядя Анатолий - свой дом на Невском проспекте.

Через год 2 сентября Император с семейством и свитой прибыл в Гельсингфорс. 4 сентября августейшая чета посетила имение Авроры Карловны Трескенде, где были устроены праздник и охота. А 6 сентября произошло торжественное открытие сейма, на котором Александр II даровал Финляндии конституционные права. Вечером был дан общегородской бал, на котором Император танцевал с Авророй Карамзиной и ее любимой племянницей Марией Линдер (урожд.Мусиной-Пушкиной).

Худ. М.Зичи. Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в сентябре 1863г. в здании вокзала.
На переднем плане — Мария Линдер, Мими Маннергейм, Алинетта Грейндел


Начиная с 1875 г. Аврора Карловна большую часть времени проводила в Финляндии. На нее оказали сильное влияние баптистские проповеди лорда Г.Редстока, и она с согласия сына передала дома на Большой Морской его ученицам и последовательницам: д. 43 светлейшей княгине Н.Ф.Ливен, д. 45 - княгине В.Ф. Гагариной, урожд. Пален.

В январе 1885 г. умирает ее сын Павел. Через 3 года страшный пожар уничтожает ее усадьбу Трескенде, оставив нетронутым только прекрасный парк. Аврора Карловна обосновалась в маленьком домике в парке и попыталась заново отстроить усадебный дом. В августе 1890 г. неслыханной силы ураган уничтожает усадебный парк. Аврора Карамзина поселяется на вилле Хакасалми. «Бог все забрал у меня и, видимо, знал, почему», - это ее слова.

Худ. Альберт Эдельфельт. Аврора Карамзина в старости.
Рисунок карандашом, конц 1890-х гг.
Городской музей Хельсинки


ДОМ № 43 ПО БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ
Этот дом был перестроен Монферраном для Демидовых в стиле палаццо итальянской аристократии времен Возрождения. Вот его современный вид.


В верхней части фасада помещена скульптурная группа работы Т.Н. Жака - крылатые фигуры Славы с геральдическим щитом. На щите был изображён герб Демидовых, сейчас здесь герб Королевства Италии.


Под ними большой балкон и шесть поддерживающих его мраморных фигур атлантов и кариатид. Все фигуры разные


Сохранилась решетка ворот


Интерьеры особняка поражали богатством и роскошью. Парадный зал, занимающий большую часть 2-го этажа, был отделан малахитом из рудников Демидова: колонны, пилястры, камины и обрамления плоскостей стен выполнены из богатого по рисунку и цветовой насыщенности камня. Он послужил образцом для оформления зала в Зимнем дворце.

Малахитовый зал

Сохранился интересный документ, датированный ноябрем 1836 г. , согласно которому Авророй Шернваль-Демидовой был подписан проект перестройки дома № 43, составленный О. Р. Монферраном и приняты предложения по его убранству (цитата по сайту Малахит): «Зала эта будет украшена так, как означено на утверждённом плане, четырьмя колоннами и двенадцатью пилястрами из малахита, который будет доставлен Его Превосходительством Павлом Николаевичем. Стены зала будут фальшивого мрамора с золочёными украшениями. Двери покрыты белым лаком с гзымзами вызолоченного дерева. Камин из белого итальянского мрамора с орнаментами согласно плану. Мебель с деревянными вырезками, крытая шёлковою материею кармазиннаго цвета. Мебель эта будет состоять из восемнадцати кресел и четырёх канапе. Два стола и два геридона из вызолоченного дерева с мраморными досками. Два подзеркальные столика тож из вызолоченного дерева с мраморными большими досками. Один экран из вызолоченного дерева обтянутый тафтою. Три зеркала с вызолоченными бордюрами. Зеркала эти будут цельные, начинающиеся сверху камина и простирающиеся до комнатного карниза, а также и подзеркальные столики. Одни большие часы с двумя бронзовыми вызолоченными канделябрами и с пьедесталами из малахита...».

Другие помещения дома украшались золоченой лепниной и деревянной резьбой.




К сожалению, мы этого великолепия уже не увидим. В начале 1860-х гг. дом был сдан посольству Италии. В 1864 г. был составлен акт о том, «что в доме попорчено», но особняк снова был сдан итальянцам на 9 лет. Потом в нем квартировала Н.Ф.Ливен, предоставлявшая дом для собраний баптистов. В 1911 г. сюда вновь въехало Итальянское посольство, на этот раз Правительство Его Величества Короля Италии выкупило дом. Тогда же сменился герб на фасаде.
После октябрьского переворота посольство закрыли. Ряд источников меланхолично сообщает, что «в 1925 г. итальянцы вывезли из особняка все малахитовое убранство». Полагаю, читатель не сильно удивится, узнав что до Италии это убранство не доехало.
В настоящее время в доме № 43 находится Балтийский банк..

ДОМ № 45 ПО БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ
Работа над этим домом проводилась Монферраном одновременно с перестройкой дома № 43. Архитектор построил один из самых нарядных и необычных особняков Петербурга. Он отличается асимметричной композицией: к одноэтажному корпусу, стоящему по красной линии, примыкает трехэтажная пристройка, немного отодвинутая в глубину участка. Это снимок 1902г.


А это современный вид здания (2012 г.). Скульптура с гербом Демидовых, установленная над парапетом одноэтажной части особняка, исчезла.


Сочетание различных объемов не было характерно для русского классицизма и предвосхищало более позднюю архитектуру.

Четырехэтажный и трехэтажные корпуса окружают небольшой внутренний двор (на заднем плане жуткий стеклянный новодел).

Здесь очень много декоративной скульптуры.




Парапет особняка украшают три горельефных панно, как бы обыгрывающие тему мастеров искусств и правителей-меценатов.

Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи


Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра


Карл I подает Тициану кисть

Дом № 45 принадлежал Павлу Павловичу Демидову до 1873 г, а потом был отошел княгине В.Ф.Гагариной. В современных путеводителях он фигурирует обычно, как дом Гагариной.
В 1873 г. по проекту арх. И.В.Штрома здание было частично переделано - в левой части уничтожили двери, новый вход сделали на месте крайнего правого окна, что нарушило симметрию одноэтажной части дома.

Дому № 45 повезло больше, чем его соседу. Его интерьеры почти полностью сохранились, правда дошедшие до нас были выполнены уже в 1890-е гг. В настоящее время здесь находится Дом композиторов, куда изредка организуют экскурсии.

Мраморная лестница (арх. И.В. Штром). Ваза-канделябр из золочёной бронзы, круглый предмет слева - голова охранника.

Дубовые панели облицовки стен вестибюля, люстра (золоченая бронза).

Дубовый зал. Опоясан по периметру с трех сторон дубовой галереей. На нее ведет винтовая лестница весьма оригинальной конструкции. Потолок обшит наборным деревом, стены - дубовыми панелями и штофной обивкой золотисто-коричневого цвета. В зале очень необычный камин с витыми каменными колоннами.
Зал был танцевальным, сейчас используется, как концертный.




Зеленая гостиная. Радует, что нынешние обитатели особняка хранят память об Авроре Карловне и прежних его владельцах.




Красная гостиная.


Дубовая лестница на 2-й этаж, люстра. На перилах лестницы вензель кн. Гагариных.



Что-то вроде холла 2-го этажа.


Рядом находится кабинет Председателя Союза композиторов Санкт-Петербурга. Эту должность до своей кончины занимал Андрей Петров (1930-2006), сейчас — Григорий Корчмар.


Картина на стене верхнего пролета лестницы (сюжет и автора установить не удалось). Вестибюль 1-го этажа и находящийся в нем камин.



Остается добавить, что на это здание уже несколько лет претендует некое ФГУП "Электронные торги и безопасность". Перспективы судебной тяжбы окончательно не ясны, в связи с чем очень рекомендую здесь побывать.

АНГЛИЙСКИЙ ПРОСПЕКТ, ДОМ № 17-19


Аврора Карамзина никогда не жила по такому адресу. Но этот дом — наглядный результат ее благотворительной деятельности в нашем городе. Именно ей принадлежала идея учреждения «Общества для улучшения в Санкт-Петербурге помещений рабочего и нуждающегося населения». Его устав был подписан 3 октября 1858 г. Задачей общества являлось строительство домов, приспособленных к потребностям небогатого населения.

Первыми акционерами общества стали Император и Императрица, а затем почти все члены императорской фамилии. В числе других владельцев пакетов акций были А.Н. Демидов, бар. А.Л. Штиглиц, кн. А.А. Абаза, бар. В.Б. Фредерикс, гр. К.В. Нессельроде, гр. В.А. Бобринский, пот. поч. гражд. М.И. Жадимировский и А.А. Матисен. Нереализованные 623 акции приобрела Аврора Карловна, за что ей было присвоено звание «почетной попечительницы образцового дома».

Сам «Образцовый жилой дом для рабочего и нуждающегося населения» был построен на Английском пр. к ноябрю 1862 г. Автором конкурсного проекта был П.П. Меркулов, исполнительными архитекторами С.Б. Ган и Э.И. Жибер. В нем было 98 квартир – как для одиноких, так и для семейных. В каждой квартире имелись водопровод и канализация. При доме имелись холодные подвалы, прачечная, на 1-м этаже находились помещения для десяти магазинов и лавок, сдаваемые обществом внаем.

Дом многократно расширялся и достраивался. В 1875 г. во дворе на средства Авроры Карловны был построен и оборудован флигель, получивший имя А.К. Карамзиной. Кажется, вот этот флигель


В 1883 г. в честь 25-летия общества были учреждены стипендии имени Императрицы Марии Александровны, герцога Г.Г. Мекленбург-Стрелицкого, Д.П. Хрущева и А.К. Карамзиной, которые распределялись между четырьмя беднейшими жильцами образцовых домов. В 1904 г. в память умершей Авроры Карамзиной была учреждена стипендия в виде бесплатной квартиры в подаренном ею флигеле.
Современный вид дома с пересечения Английского пр. и ул. Декабристов


P.S. Над могилой А.Н. Карамзина на Новодевичьем кладбище на средства Авроры Карловны в 1854-56 гг. была возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» (арх.Э.И.Жибер). В народе ее называли «Карамзинской». В конце 1929 г. церковь была закрыта и через несколько месяцев взорвана. Склеп с прахом А.Н. Карамзина и все другие захоронения, находившиеся внутри, были уничтожены.

Основные источники:
С.С. Шульц мл. Аврора. СПб, изд-во ДЕАН, 2004 г.
Е.И. Краснова. Петербург и Демидовы. Публикация на сайте Международного Демидовского Фонда.

Старые фото заимствованы с сайтов http://www.citywalls.ru/ , http://www.monpherran.ru/
Авторские фото 2012 г.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →