Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Category:

Питерским быкам - 185 лет



НЕ ТОЛЬКО ЛЬВЫ СТЕРЕГУТ ГОРОД
Пристрастие Петербурга ко львам общеизвестно. «Ребята, в этом городе львов больше, чем жителей» – так восклицает незадачливый санитар Джузеппе из «Итaльянцев в Рoссии». Но для победы космоса над хаосом одних львов, увы, недостаточно. Нужен синтез сил четырех стихий, визуально проявляющий себя в обличье тетраморфа . Таких стражей видели пророк Иезекииль (Иез.1: 4-28) и Иоанн Богослов (Откр. 4:6-8): «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему».

Всех четверых животных несложно найти в СПб. Лев - это сила, огонь и движение. Телец или бык–труд, земля, терпеливость, жертвенность. О питерских быках хочется рассказать подробнее. Поскольку их в городе очень мало, и у них в этом году юбилей, хотя и не слишком круглый.

Итак, знакомьтесь, наши герои:


Стоят они на Московском шоссе, д. 13 у ворот бывшего мясоперерабатывающего завода АО «Самсон», ранее называвшегося Мясокомбинатом им. С.М.Кирова.
У них есть имена: согласно городскому преданию, левого зовут Взорушка , правого - Невзорушка (последнего не путать с известным гиппофилом).

Когда-то здесь был самый край города. Осталось в памяти с детства: как проедешь быков – всё, кончается Ленинград, начинаются совхозные поля и, собственно, каникулы. Сами быки казались сделанными из бетона и воспринимались, как символ мясокомбината, а то и всей социалистической мясной промышленности. Об этом хорошо в книге «Тайная жизнь петербургских памятников»сказал С. Носов: «Мясисто-плотные быки… теперь определенно выражали идеал советских мясозаготовителей».
Бык присутствовал и на торговой марке, украшавшей продукцию «Самсона», помещенный в фигурную рамку, пронзенный якорем и окружении двух львов. Кстати, продукция эта была весьма неплохого качества.


Сегодняшний вид быков весьма непрезентабельный. За толстыми слоями шелушащейся серо-зеленой краски не сразу разберешь, что они отлиты из бронзы и являются произведением эпохи высокого классицизма.


Быкам в этом году исполняется 185 лет. Изваял их в 1827 г. один из лучших русских скульпторов, петербуржец украинского происхождения Василий Иванович Демут-Малиновский (1779–1846).

Портрет В.И. Демут-Малиновского (до 1846 г., автор неизвестен).

Его работы украшают в Петербурге Казанский собор, арку Главного штаба, Михайловский дворец, Горный институт, Нарвские триумфальные ворота, здание Императорской публичной библиотеки. Не все знают, что к числу его произведений относятся сохранившийся в ГПБ мраморный бюст Императора Александра I (на фото в следующем разделе) и памятник Владимиру Великому в Киеве.

Парные фигуры быков были заказаны скульптору для оформления главного фасада Петербургского скотопригонного двора. С этой задачей он великолепно справился, создав, по сути, шедевр анималистики. В фигурах бронзовых стражей мощь, динамизм и даже благородство.
А еще они совсем разные по характеру.

У наших быков имеется и меньшой братец в Эрмитаже (его фото удалось разыскать в эрмитажном центре г. Казани).

Впрочем, хронологически он должен быть старшим, так как Демут-Малиновский изваял его в 1824 г.


О ПЕТЕРБУРГСКОМ СКОТОПРИГОННОМ ДВОРЕ
До 1825 г. торговля всем крупным и мелким скотом в Санкт-Петербурге проводилась на площадке, располагавшейся на южном берегу Обводного канала при пересечении с Царскосельской дорогой. По свидетельству современников это была большая грязная площадь, окруженная невысоким забором, за которым находилось несколько рядов прясел для привязки быков, множество сараев и небольшая «пробная» бойня.

Появлению комплекса зданий скотопригонного двора город обязан Императору Александру I. Как-то при проезде в Царское Село монарх сделал замечание и министру внутренних дел графу В.П. Кочубею, что площадка «недостаточна и безобразна».
Тот сразу же поручил члену Строительного Комитета, архитектуру Иосифу Шарлеманю разработать проект нового скотопригонного двора. В августе 1821 г. проект был представлен Александру I и получил высочайшее одобрение.

Главный флигель с тройной аркой, выходящий на Царскосельскую дорогу (ныне Московский пр., д. 65), был решен просто и величественно в стиле позднего русского классицизма и декорирован двумя лепными панно, изображающими рога изобилия. Въезд предполагалось украсить монументальными бронзовыми фигурами быков.

К осуществлению проекта приступили только в 1823 г. По просьбе скототорговцев И. Шарлемань переработал фасад бокового флигеля по Обводному каналу, увеличив его протяженность почти вдвое, чтобы на территории двора могло помещаться до 3 тыс.быков. По центральной оси боковых флигелей были устроены дополнительные ворота.

Из-за наводнения 1824 г. постройку удалось закончить только в начале 1826 г., однако приемная комиссия нашла его не полностью завершенным. Отсутствовали быки, хотя пьедесталы для них были уже изготовлены. Только в 1827 г. была произведена отливка скульптур в бронзе в мастерской ваятеля на Васильевском острове под руководством литейщика Антипа Дмитриева. Быков установили перед въездом в здание. Двор был замощен, всю его площадь занимали ряды прясел. По оси главного здания во дворе находилась небольшая каменная часовня.

Мраморный бюст Александра I. Скульптор В.И.Демут-Малиновский. 1814 г.

Добротное здание скотопригонного двора, обширное и вместительное, долгое время не перестраивалось. Но к концу XIX в. места стало недостаточно. На соседнем участке в 1880 г. было заложено здание новых городских скотобоен, которые прежде находились на Гутуевском острове. К западу от скотопригонного двора была проложена ж/д ветка. Так окончательно сложился комплекс, обеспечивающий жителей столицы свежим мясом.

О масштабах его потребления можно судить по сборнику «Петербург и его жизнь» 1914 г. «В течение 1912 г. на скотопригонный двор поступило 232 519 голов черкасского скота, 17 575 голов ливонского и 16 575 голов русского скота; затем телят – 71 454, свиней – 51 381, поросят – 10 923 и баранов - 2 749 шт. <… > В Петербурге потребление мяса выражается в цифре пять с лишком пудов в среднем на душу населения в год».


Во времена социализма необходимость купли-продажи скота отпала. На южной окраине Ленинграда в районе Средней Рогатки началось сооружение грандиозного мясокомбината по типу Чикагских скотобоен. Он был построен в 1933 г. по проекту классика советского конструктивизма арх. Ноя Троцкого (1895 – 1940). На Всемирной выставке 1937 г. в Париже комплекс мясокомбината был отмечен золотой медалью.

Здания скотопригонного двора передали молочному предприятию, и в 1933 г. на его территории началось строительство молокозавода (будущий «Петмол»).

ПУТЕШЕСТВИЕ БЫКОВ
В 1936 г. без какого-либо согласования с инспекцией по охране памятников фигуры быков вместе с пьедесталами перенесли к зданию нового мясокомбината на Московском шоссе.
Быки явно не были рассчитаны на соседство с конструктивистским шедевром. Но случилось так, что он переподчинил их себе, и быки стали восприниматься, чуть ли не как памятник победившему социализму.

Осенью 1941 г. бронзовые скульптуры фактически под немецким огнем были сняты с пьедесталов и на машинах доставлены в Александро-Невскую лавру. Планировалось спрятать их от бомбардировок под землей - была такая практика спасения многих городских скульптур. Но почему-то это сделано не было, и быки всю войну и блокаду простояли у забора Некрополя мастеров искусств. В 1946 г. они вернулись на прежнее место – к воротам мясокомбината.

По известной питерской легенде однажды Василию Ивановичу Демут-Малиновскому приснился сон, будто его бронзовые быки ожили и пришли к нему. Никто из толкователей не смог его объяснить. Скульптор умер, и эта история забылась. Во время войны, когда быки пришли на могилу своего создателя, вспомнили историю про странный сон.

Эта легенда впервые была поведана известнейшим питерским краеведом и собирателем фольклора Наумом Синдаловским. Откуда он взял предание про сон, неизвестно. Но одно совпадение действительно поразительно.

В.И.Демут-Малиновский был в 1846 г. похоронен на другом конце города на Смоленском кладбище. В конце 30-х гг. ХХ в. его перезахоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, преобразованном в Некрополь мастеров искусств. Именно в это время его детища двинулись от насиженного места. А затем пришли в гости к своему создателю.
Получилось, что странный сон был пророческим.


Могила В.И.Демут-Малиновского
в Некрополе мастеров искусств


«САМСОН» И НОВЫЕ ФИЛИСТИМЛЯНЕ
Такие свойства стихии Быка, как труд и терпеливость, сегодня мало востребованы. Остаются земля и жертвенность. Печальная история мясокомбината «Самсон» в этом плане весьма показательна.

В советское время мясокомбинат им. С.М. Кирова, позже преобразованный в АО "Самсон", выпускал 240т. мясопродуктов в сутки. В 90-е гг. его мощность составляла 100 т. в сутки. До 1999 г. он оставался крупнейшим мясоперерабатывающим предприятием.
Во времена губернатора В.Яковлева в 1998 г. «Самсоном» завладел Московский индустриальный банк, ныне располагающийся в здании дирекции комбината. Об этом замечательном банке небезынтересно прочесть у Михаила Золотоносова на портале 812'ON LINE. Акции продал банку последний директор Ю. Савельев и куда-то исчез. А уже в 2000 г. комбинат был обанкрочен. Раскрученная и узнаваемая торговая марка забыта и никем не используется.

Петербуржцы помнят трагикомическую борьбу разных кланов в «лихие нулевые» за 100 га земли под мясокомбинатом, в частности, вошедший в Википедию рейд ямадаевцев осенью 2006 г. Однако деградация производства началась с 1992 г., с деятельности администрации А. Собчака.

Вот еще цитата из М. Золотоносова, рассказ бывшего Главного инженера мясокомбината. «Романов сделал так, что 70 % скота для комбината давала Ленинградская область. Наши свиньи прекрасного качества, и мы ели то, что надо. А что сделали Ельцин, Собчак? Им НАТО разгрузил все свои склады, на которых мясо лежало четыре года. Нам привозили это мясо сюда, мы из этого мяса делали колбасу по цене 2 руб. за килограмм. И у нас стояла очередь на километр, кооперативы брали, 5, 10, 100 кг. <…>.

Я с Собчаком не говорил, я Салье говорил: колхозы же мы загробили, у меня в актовом зале сидят председатели колхозов, человек 50, и все они просят: возьми мясо на убой. А я отвечаю: я не могу взять, мне запрещено, меня снимают с работы и так. Мне 170 вагонов пригнали мороженого мяса, чтоб я брал и делал колбасу. На вас наплевали, идите туда, разбирайтесь, почему так. И их угробили. Они потом сами начали бить, на дорогах продавать, часть подохла… Как они могут бить, если я бил 3500 свиней, мог за сутки убить, а крупного рогатого скота 1000 голов, а они могут 2 - 3 головы, ну 10, и то не могут убить. И их бросили, и все это полетело».

«На выборах
(губернатора Петербурга в 1996 г.) наш генеральный директор все-таки занял позицию поддержки Собчака. И мы проплачивали, конечно, за Собчака, все-таки за Собчака, потому что про Яковлева говорили, что он связан с криминальными структурами. А наши криминальные структуры здесь каждый день появлялись, Костя-Могила и другие, они все хотели нас прибрать к рукам. Здесь такое было, это не передать вам. И мы на Яковлева не дали денег.
И Яковлев, когда стал мэром, он, по слухам, сразу сказал, что этого предприятия не будет. И все перенесли на «Парнас».


Сейчас АО «Самсон» разорено. Бронзовая вывеска с его логотипом еще сохранилась. Запоминайте ее, это фактически антиквариат


Внешний вид здания дирекции. На нем сиротливо висит мраморная мемориальная доска 1967 г. о награждении Памятным Знаменем и передаче его на вечное хранение.


А это вид изнутри (утащено из поста Cold Meat Industry автора n_z_z).


На территории «Самсона», кажется, уже разворачивается жилищное строительство. Ни о его проекте, ни о том, что будет с памятником эпохи индустриализации в СССР, а также со Взорушкой и Невзорушкой, ничего не известно. Бывший Скотопригонный двор также начали разрушать под застройку.

Здесь комментарии излишни. Хочется напомнить библейскую историю смерти Самсона и судьбы филистимского камеди-клаба (Суд. 16:30): «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».


В конце поста: Скотопригонный двор в С.-Петербурге/Петрограде, открытка нач. XX в.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments