Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
Колотун-Бабай
v_murza

Ушедший Валаам. Старое Братское кладбище

С улыбкой радостного счастья
Иду в другие берега,
Вкусив бесплотного причастья,
Молясь на копны и стога.
(С.Есенин. Инок)


Маленький прямоугольник старого Братского кладбища примыкает с севера к наружному каре корпусов Валаамского монастыря. Оно появилось в XVIII в., когда монастырские строения были еще деревянными. Беленая каменная ограда с двумя полукруглыми арками ворот была сооружена при игумене Ионафане I (1823-1830гг.). Шпили угловых круглых башен ограды с куполами увенчаны фигурами трубящих ангелов.

И глубже тишины покой...
Это место вдохновляло многих. В июне этого года исполнилось 60 лет со дня смерти русского писателя Ивана Шмелева (1873-1950). Вот строки из написанного им в эмиграции очерка «Старый Валаам» (1935):
«На высокой скале, над Монастырским проливом, покоится старое валаамское кладбище. Так и сказал нам кто-то из монахов: "Покоится". Отделяет его от святой обители каменная белая ограда. В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины покой...».

Оставили упоминания о кладбище академик Озерецковский (1785), собиратель «Калевалы» Элиас Лёнрот (1828) и даже В.И.Немирович-Данченко.
Один из лучших русских пейзажей - "В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря " (1867, ГРМ) принадлежит художнику Федору Васильеву.


А так выглядело кладбище на старых фотографиях:

Игумены, иноки и благотворители
Кажется, с тех пор здесь ничто не изменилось


Но, это обманчивое впечатление. Монастырь в Зимнюю войну 1939-1940гг. бомбила советская авиация. Большая часть кладбища в последующие хищные времена была уничтожена. Каменная ограда восстановлена совсем недавно. Расположение надгробий приходилось уточнять по архивам Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.

Здесь нет памятников, монахи их не любят. Тесными рядами лежат сохранившиеся могильные плиты XIX-ХХвв.

Здесь был погребен слепец схимонах Агапий (1838 — 1905), в миру крестьянин Александр Молодяшин. Свою телесную немощь - слепоту в течение 23 лет переносил с терпением и кротостью, непрестанно благодаря Всевышнего… Имел дар старчества и прозорливости, состоял в духовной переписке со св. Феофаном Затворником.


А, вот инок Сергий (1854-1928) в миру был представителем высшей российской аристократии. Это князь Алексей Борисович Мещерский, сын кн. Бориса Васильевича Мещерского (1818-1884) и кнж. Софии Васильевны Оболенской (1822-1891). Работал инженером путей сообщения. Один из строителей портов в Петербурге и Николаеве. Эмигрировал во Францию в начале 1918г. В 1926г. переехал в Финляндию и поступил в Валаамский монастырь. За месяц до смерти принял постриг с именем Сергий. Скончался 15 янв.1928г.


Богатый петербургский купец Ф.И.Тюменев внес в 1870г. первое крупное пожертвование — 25 тыс.руб. на постройку каменного Спасо-Преображенского собора. На его же средства был устроен ныне утраченный скит прп. Авраамия Ростовского. Он построил себе дом в скиту и долгое время там жил, подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио в Финляндии), а также частицу мощей Св. Иакова Боровичского. Сохранился памятник ему и его супруге М.М.Тюменевой

Чем отличился крестьянин Никита Иванов из дер.Кичана — неизвестно. Можно только предположить, что он тоже был благотворителем. Чему не удивляешься, видя многочисленные каменные храмы в небогатых селах российского Северо-Запада.


Здесь же могилы и трех валаамских настоятелей. Игумен Маврикий (1839-1918), в миру — Михаил Баранов, управлял обителью в годы Первой мировой войны и революции, умер после возвращения с Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918г.


Кроткий и смиренный о. Маврикий ходил в поношенной рясе, так что не всегда признавали в нем игумена. "Освободившись от приемов и канцелярской переписки, — писал о нем митрополит Антоний (Вадковский), — он принимался за общие братские послушания: чистку картофеля, укладку дров, сенокос. Ездил он всегда в третьем классе, даже тогда, когда ему покупали билет во второй. В бане он мылся вместе с простыми послушниками, и когда один, не узнав в лицо обнаженного настоятеля, окрикнул: "Чего ты, старик, забрал две шайки?" — он ласково сказал: "Ну, бери, Бог с тобой...".
А это могила епископа Сердобольского Киприана, известного миссионера, составителя книг для карел, викария Финляндской епархии, которой монастырь принадлежал с 1892г.


Ионафан II и монастырский водопровод
Игумен Ионафан II (в миру Иоанн Дмитриев) правил обителью с 1881 по 1991гг. Его главным деянием был выстроенный вчерне каменный Спасо-Преображенский собор. Он похоронен за алтарем церкви на Игуменском кладбище. Здесь, на Старом Братском, с его памятью связаны крест, возведенный в 1882г. в память всех всех отшедших - схимонахов, монахов, трудников


и кирпичная галерея с пандусом и окнами с полукруглым завершением. Ее назначение далеко не всем понятно.


Внутри галереи были проложены трубы, подающие воду к келейным корпусам монастыря.

На Валааме серьезной проблемой была доставка воды. Братия носила ее по крутому спуску от залива на вершину горы. Зимой подъем по обледенелой тропинке становился тяжелым и опасным. Нужен был водопровод, но высота и крепость гранита, в недрах которого должны были быть проложены трубы и установлены подъемные машины, делали невозможным осуществление проекта.
Как говорят, один инженер просил десять тысяч рублей за план и руководство сооружением. Игумен Дамаскин ответил: "Где нам, беднякам, такими миллионами швыряться!" - и нашел "инженера" у себя — о.Ионафана, тогда еще иеромонаха. Отец Ионафан был в миру слесарь-механик и трудился десятником на заводах Санкт-Петербурга.


Он создал план и руководил работой. В гранитной скале пробили тоннель длиною 142 м., высотою в 2 м. и шириною в 5 м. По всей длине тоннеля вырубили 172-ступенчатую лестницу для прохода к берегу, а сам тоннель выложили кирпичом. Паровая машина в 8 сил была подарена купцом Ив. Забегаевым-старшим. И после четырехлетних трудов явилось чудо для Валаама. О реакции монахов на водопровод, который стал ровесником Петербургского, лучше всего прочесть у Ивана Шмелева.
Остается добавить, что сегодня все механизмы и сам водопровод – разрушены.

Инок-живописец
Под этой плитой был погребен иеромонах Алипий (Алексей Константинов), «искусный иконописец и великий труженик, скончавшийся 17 августа 1901г. 50-ти лет от рождения».


Пострижен он был в честь Алипия Киевопечерского – первого древнерусского иконописца. Обучался живописи в Императорской Академии Художеств, в 1882г. получил малую поощрительную серебряную медаль.

Жизнь художника, как и судьба его главного произведения - Валаамской иконы Божией Матери — хранит немало загадок.
Этот образ, находящийся ныне в Финляндии в Ново-Валаамском монастыре, не похож ни на одну из известных в Церкви икон Богородицы.


Возможных прототипов, по сути два, и оба они — из древней Византии. Это Богоматерь с младенцем на мозаике с образами императора Иоанна II Комнина и императрицы Ирины в храме св.Софии Константинопольской (1118-1125) и мозаика в апсиде из церкви Успения в Никее (после 787).


Однако о. Алипий вряд ли мог их видеть. Мозаики в Софийском соборе были расчищены уже в XXв. Никейский образ был уничтожен турками в 1922г. К счастью, Русский Археологический институт успел выполнить его фотографии, но это произошло уже после смерти живописца. Что его вдохновило - рисунок или литография, или он все-таки посетил Никею, - на этот вопрос ответа нет.
Икона, написанная Алипием, долго пребывала в забвении и была открыта в сонном видении больной женщине Наталье Андреевой, получившей от нее исцеление.

Алипию также принадлежат росписи купола церкви скита Всех Святых (1887), отдельные композиции на стенах Спасо-Преображенского собора, а также иконы для его иконостасов (середина 1890-х).


До сих пор не разгадана тайна смерти Алипия. Монастырские книги говорили, что умер он от ожогов, хотя пожаров в те дни не было.

Легенда о короле Магнусе
Элиас Лёнрот вспоминает, как на Братском кладбище среди прочих увидел могилу шведского короля Магнуса. Один из послушников объяснил ему: «Это всем знакомая история про то, как Магнус несколько столетий назад задумал завоевать, а может, и вовсе уничтожить наш монастырь... С большим флотом отплыл он из Сортавалы. Скорбь и ужас охватили людей, но все уповали на Бога, и это придавало им силы... Поднялась страшная буря. Весь флот пошел ко дну, сам король чудом спасся, ухватившись за доску, и его выбросило волнами на берег Валаама... Он принял православную веру, стал послушником, монахом...»
Так выглядит сейчас могила схимонаха Григория — короля Магнуса с сохранившимися остатками старой плиты

Валаамская легенда о Магнусе известна в разных вариантах. С самим королем тоже путаница — где он именуется Магнус II Смек, где Магнус VIII.
Судя по всему, исторический прототип - Ма́гнус II Э́рикссон, родившийся в 1316г. в Швеции в семье герцога Эйрика Магнуссона и принцессы Ингеборг, дочери норвежского короля Хакона V.
В 1319г. был свергнут с престола Биргер, родной дядя Магнуса, и трехлетний ребенок стал королем. В том же году скончался и его дед, норвежский король Хакон V, и наш герой получил еще один престол. При этом он официально именовался в Швеции Магнусом II, а в Норвегии – Магнусом VII. Согласно шведским хроникам, он утонул в 1374г. Его могила в Швеции и Норвегии отсутствует

В 1348г. он предпринял крестовый поход в новгородские земли. Вот что говорит об этом Новгородская третья летопись: «Въ лета 6855 ...Магнушъ же прiеха къ Ореховцу и приступи ко граду со всей силою своею.... а Ижору началъ крестити во свою веру, а которые не крестятся, на техъ рать распустилъ, и на Водскую землю. Новгородцы же слышавше, и послаша противо имъ Анцифора Лукинича, Якова Хотова и Михаил Феофилактова, а съ ними же 4 стратиги; они же ехавше Немец побиша 500 человекъ, а иныхъ изнимаша, и переветниковъ казниша, Новгородцевъ же падоша всего 3 человека. Бысть же бой сiй на Жабце поле.»
После этого король захватил Орешек, но, не рискнув там зимовать, отплыл в Швецию. По мнению некоторых историков, Жабце поле находилось на месте дер.Терволово в современном Гатчинском районе северо-западнее Сквориц.
В 1350г. Магнус совершил новый поход на новгородские владения. Согласно шведским источникам, флот короля прибыл к устью Наровы. Однако после приближения новгородской рати корабли ушли в Финский залив и почти все погибли во время шторма. Сам Магнус едва уцелел и с остатками войска добрался до Швеции.
Так что, исторические предпосылки для валаамской легенды, несомненно, имеются.

Исход
А вот эти надгробья монахов — простые беленые булыжные камни среди густой травы.


На иных имена, даты да нарисованный краской православный крестик. На иных и имени нет.
Наверное, такими и должны быть могилы схимников, обитателей скитов. «…Человеческого дня я не пожелал, Ты это знаешь» (Иер. 17, 16)»


Не всем из них суждено было отбыть в другие берега на родной земле.
5 февраля 1940г. братия во главе с последним игуменом старого Валаама Харитоном собрала монастырские святыни и реликвии и направилась вглубь Финляндии. Последний из монахов о. Симфариан скончался в Ново-Валаамском монастыре в 1981г. в возрасте 90 лет.

Это современный вид возрожденного Спасо-Преображенского собора и внешнего каре корпусов Валаамского монастыря со стороны Старого Братского кладбища.


Авторские фото июня 2010г. Исторические фотографии кладбища, фото игумена Ионафана II — с сайта Валаамского монастыря; фотография о.Алипия — отсюда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments